Ноябрь
Пт
07
2025

Тепловозной тяге – 100 лет

В этом году исполняется сто лет с момента создания тепловозной тяги, которая в настоящее время является определяющей на Белорусской железной дороге. В связи с этим считаем своим долгом рассказать о создателях первого в мире магистрального локомотива, Родиной которого был СССР.

Рудольф Дизель, создатель мощного и экономичного двигателя внутреннего сгорания, вместе со своим сотрудником – инженером Клозе – попытался построить железнодорожный локомотив с разработанным двигателем внутреннего сгорания. В 1912 году машина была построена, имела мощность 1200 л. с. и весила около 100 тонн. Однако выяснилось, что построенная машина непригодна к практической эксплуатации. На больших скоростях тепловоз развивал достаточную мощность, но, трогаясь с места, был крайне слабосилен. Следовало преодолеть это техническое противоречие, двигатель и колеса нужно было соединить какой-то надежной передачей. Рудольф Дизель не успел, произошла его таинственная гибель.

Юрий Ломоносов

Никто не создал локомотив, который заменил бы на стальных дорогах мира устаревший, ставший невыгодным паровоз Стефенсона. Упоминание СССР появилось в западной прессе в связи с сенсационной технической новостью – созданием первого в мире магистрального тепловоза. Авторами этой новой машины были Юрий Ломоносов и Яков Гаккель.
Профессор Юрий Владимирович Ломоносов окончил Петербургский институт путей сообщения, разработал теорию тяги локомотивов, служил начальником тяги на Ташкентской железной дороге, был инициатором строительства нового локомотива с нефтяным двигателем Дизеля. Яков Модестович Гаккель получил диплом Петербургского электротехнического института. Инженер-электрик занимался трамваестроением и изобретательством в области авиации. Оба предложили свой проект в Народный комиссариат путей сообщения СССР. Было принято решение одну машину построить в советской стране, другую – по этим чертежам за границей и объявить Международный конкурс с выплатой победителю около полутора миллионов золотых рублей.
На коллегии Наркомпути между Ломоносовым и Гаккелем завязался спор – какой строить первый тепловоз: тяжелый, но выносливый или быстроходный и легкий.

Яков Гаккель

Подход Юрия Владимировича диктовался его опытом работы и состоял в следующем: «Нашей задачей является не изобретение какого-то сверхтепловоза… Будут судить не только о нем, но и о тепловозах вообще, и первое впечатление всегда самое сильное. Пусть первый тепловоз будет несколько дорог и несколько сложен, пусть даже он будет не так экономичен, как нам хотелось бы, но он должен, по вступлении на рельсы Советского Союза, работать без отказа, а не стоять в депо для постоянных починок. Вот основная идея нашего проекта».
О размышлениях Якова Модестовича можно судить по следующему его высказыванию: «Мы сегодня не машину строим… Мы начинаем выстраивать нашу веру в самих себя. Участие в Международном конкурсе петроградского тепловоза должно наконец опровергнуть унизительную русскую привычку к собственной беспомощности, доставшуюся от царской России».
Советское правительство в январе 1922 года поручило Ломоносову построить тепловоз в Германии, а Гаккелю – на петроградских заводах. Проекты пробных образцов были разработаны обоими, причем каждый – по своей системе.
Международный конкурс тепловозов не состоялся, поскольку ни одной иностранной машины ко дню, обозначенному условиями соревнования, не поступило. В 1924 году были построены только два магистральных локомотива: по системе Ломоносова и по системе Гаккеля. Оба они прошли государственные испытания. Тепловоз Ю. В. Ломоносова официально зарегистрировали под номером Юэ001, а тепловоз Я. М. Гаккеля – Щэл1. Их испытания проводила правительственная комиссия.
Народный комиссар путей сообщения Ян Рудзутак издал приказ, в котором отмечено: «Вся техническая Европа и Америка с интересом следят за опытами над тепловозами. В этом вопросе мы идем впереди других стран». Итоги соревнования нарком подвел следующими словами: «Дизель для железнодорожного транспорта завоеван. Обоими тепловозами задача решена одинаково и равноценно».

Вячеслав ОВЧИННИКОВ,
почетный железнодорожник, профессор БелГУТа
Владимир СТЕПУК,
почетный железнодорожник,
ветеран Белорусской железной дороги

Яндекс.Метрика