Тепловозной тяге – 100 лет
В этом году исполняется сто лет с момента создания тепловозной тяги, которая в настоящее время является определяющей на Белорусской железной дороге. В связи с этим считаем своим долгом рассказать о создателях первого в мире магистрального локомотива, Родиной которого был СССР.
Рудольф Дизель, создатель мощного и экономичного двигателя внутреннего сгорания, вместе со своим сотрудником – инженером Клозе – попытался построить железнодорожный локомотив с разработанным двигателем внутреннего сгорания. В 1912 году машина была построена, имела мощность 1200 л. с. и весила около 100 тонн. Однако выяснилось, что построенная машина непригодна к практической эксплуатации. На больших скоростях тепловоз развивал достаточную мощность, но, трогаясь с места, был крайне слабосилен. Следовало преодолеть это техническое противоречие, двигатель и колеса нужно было соединить какой-то надежной передачей. Рудольф Дизель не успел, произошла его таинственная гибель.
Никто не создал локомотив, который заменил бы на стальных дорогах мира устаревший, ставший невыгодным паровоз Стефенсона. Упоминание СССР появилось в западной прессе в связи с сенсационной технической новостью – созданием первого в мире магистрального тепловоза. Авторами этой новой машины были Юрий Ломоносов и Яков Гаккель.
Профессор Юрий Владимирович Ломоносов окончил Петербургский институт путей сообщения, разработал теорию тяги локомотивов, служил начальником тяги на Ташкентской железной дороге, был инициатором строительства нового локомотива с нефтяным двигателем Дизеля. Яков Модестович Гаккель получил диплом Петербургского электротехнического института. Инженер-электрик занимался трамваестроением и изобретательством в области авиации. Оба предложили свой проект в Народный комиссариат путей сообщения СССР. Было принято решение одну машину построить в советской стране, другую – по этим чертежам за границей и объявить Международный конкурс с выплатой победителю около полутора миллионов золотых рублей.
На коллегии Наркомпути между Ломоносовым и Гаккелем завязался спор – какой строить первый тепловоз: тяжелый, но выносливый или быстроходный и легкий.
Подход Юрия Владимировича диктовался его опытом работы и состоял в следующем: «Нашей задачей является не изобретение какого-то сверхтепловоза… Будут судить не только о нем, но и о тепловозах вообще, и первое впечатление всегда самое сильное. Пусть первый тепловоз будет несколько дорог и несколько сложен, пусть даже он будет не так экономичен, как нам хотелось бы, но он должен, по вступлении на рельсы Советского Союза, работать без отказа, а не стоять в депо для постоянных починок. Вот основная идея нашего проекта».
О размышлениях Якова Модестовича можно судить по следующему его высказыванию: «Мы сегодня не машину строим… Мы начинаем выстраивать нашу веру в самих себя. Участие в Международном конкурсе петроградского тепловоза должно наконец опровергнуть унизительную русскую привычку к собственной беспомощности, доставшуюся от царской России».
Советское правительство в январе 1922 года поручило Ломоносову построить тепловоз в Германии, а Гаккелю – на петроградских заводах. Проекты пробных образцов были разработаны обоими, причем каждый – по своей системе.
Международный конкурс тепловозов не состоялся, поскольку ни одной иностранной машины ко дню, обозначенному условиями соревнования, не поступило. В 1924 году были построены только два магистральных локомотива: по системе Ломоносова и по системе Гаккеля. Оба они прошли государственные испытания. Тепловоз Ю. В. Ломоносова официально зарегистрировали под номером Юэ001, а тепловоз Я. М. Гаккеля – Щэл1. Их испытания проводила правительственная комиссия.
Народный комиссар путей сообщения Ян Рудзутак издал приказ, в котором отмечено: «Вся техническая Европа и Америка с интересом следят за опытами над тепловозами. В этом вопросе мы идем впереди других стран». Итоги соревнования нарком подвел следующими словами: «Дизель для железнодорожного транспорта завоеван. Обоими тепловозами задача решена одинаково и равноценно».
Вячеслав ОВЧИННИКОВ,
почетный железнодорожник, профессор БелГУТа
Владимир СТЕПУК,
почетный железнодорожник,
ветеран Белорусской железной дороги

