Национальный бренд
80 лет назад – 9 августа 1944 года – был создан Минский автомобильный завод.
Предприятие специализируется на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Торговая марка МАЗ широко известна не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Автомобили из Минска поставляли в более чем 45 стран, и после сложного периода начала 1990-х компания сумела вернуться на большинство из этих рынков.
…В июле 1944-го Беларусь освободили от фашистов, а уже 9 августа вышло постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода в Минске. С конца года параллельно строительству корпусов завода началась «отверточная» сборка грузовиков, поставляемых из США по ленд-лизу.
К марту 1945-го на Минском автосборочном заводе выпускали уже свыше 1 тыс. автомобилей в месяц, а всего в том году с его конвейера вышло 14 тыс. единиц продукции (в 1944-м – 232).
26 августа 1945 года предприятие преобразовано в полноценный автомобильный завод с организацией на нем производства автомобилей МАЗ-200 с 110-сильным дизельным двигателем General Motors.
Первые МАЗ-205, вышедшие в конце 1947 года, стали началом белорусского автомобилестроения.
В конце 1948-го в эксплуатацию ввели первую, а в 1950-м и вторую очереди завода. В результате в том же 1948 году удалось организовать серийное производство техники. С завершением строительства вышли на проектные мощности, а затем и превзошли их. В 1951-м было выпущено 25 тыс. единиц против 15 тыс. по плану. При этом увеличивался не только выпуск автомобилей: результатом труда конструкторов стали машины, которые ранее были неизвестны мировому автомобилестроению. К примеру, первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой – Гран-при.
Позже производство карьерных самосвалов МАЗ перенесли в Жодино на завод БелАЗ, а одноосные тягачи стали собирать на Могилевском автозаводе.
В 1965 году с главного конвейера сошел последний автомобиль первого поколения МАЗов – автосамосвал МАЗ-205, занявший место на постаменте памятника первым машинам. В 1989-м был выпущен миллионный МАЗ. Им стал седельный тягач МАЗ-64221. В 1997 году на Минском автомобильном заводе создан первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. Спустя 10 лет начали выпускать микроавтобусы.