Открывая путь энергии
Празднование Дня железнодорожника на Белорусской магистрали традиционно ознаменовано торжественными мероприятиями с вручением наград. В почетных списках – лучшие труженики дороги, на которых равняются коллеги, которыми гордятся родные.
Десять лет назад, в 2014 году, появилась новая отраслевая награда – нагрудный знак отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы». Первыми ею были удостоены 30 тружеников дороги. В их числе и начальник фирменного поезда «Звязда» сообщением Минск – Санкт-Петербург Валентин Романов. Десять лет назад он стал героем нашей публикации, рассказал о своей жизни, о работе и коллегах. Сегодня Валентин Николаевич трудится инженером отдела организации пассажирских перевозок Минского отделения. На счету железнодорожника не одно поощрение, а нагрудных знаков отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» уже два – III и II степеней.
– Помню, что было неожиданно получить такую новую для всех награду в 2014 году. Я даже спросил, за что ее дают? Ответили кратко: за работу, – вспоминает Валентин Романов.
Для тех, кто долгое время трудится на магистрали, каждое поощрение – это прежде всего доказательство, что заметили, значит все не зря. Так считает и электромонтер по эксплуатации распределительных сетей Могилевской дистанции электроснабжения Александр Кондратенко. Он – полный кавалер знака отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы». Награду І степени получил в 2023-м в канун дня рождения магистрали. Совсем скоро календарь отсчитает 32 года трудовой деятельности моего собеседника. Такая верность дороге – семейная черта. Электромонтером начинал дедушка Александра Кондратенко. Судьба у Ивана Трофимовича Скороходова сложилась непросто – в Вели-кую Отечественную войну сначала партизанил, а в 1943 году попал в регулярную армию, дошел до Берлина. Получил тяжелое ранение и после госпиталя был отправлен на Дальний Восток. Пока боец ехал к месту назначения, советско-японская война закончилась. Иван Скороходов остался в Свердловске, где работал с беспризорниками. Таких сирот в середине 1940-х было немало. Вернувшись в родные края, Иван Трофимович с 1948-го по 1983 год трудился на железной дороге, был старшим электромехаником Кричевского района электроснабжения. На этом же предприятии три десятка лет проработал Михаил Никитович Кондратенко – отец моего собеседника.
– В Кричевский район электроснабжения я пришел 18-летним парнем после окончания училища, – вспоминает Александр Кондратенко. – Сначала был рабочим. Но трудился, набирался опыта, не стеснялся подходить к коллегам с вопросами. У нас коллектив хороший, никогда не откажут в помощи. Многому научился у старшего электромеханика Владимира Ивановича Новикова (сейчас он на пенсии), что-то спрашивал у отца. Трудился линейным, а после дежурным электромонтером. В 2005-м я уже получил пятую группу по электробезопасности. За это время также окончил Оршанский техникум железнодорожного транспорта.
Работники Кричевского района электроснабжения Могилевской дистанции электроснабжения обслуживают участки от Кричева до Орши, Чаус, Шестеровки и российской границы (о. п. Журбин 210 км). В описании задач Александр Михайлович краток: «Обеспечиваем безопасность движения поездов». Коллектив отвечает за исправное функционирование кабельных и воздушных линий электропередачи, трансформаторных подстанций, за ремонт и обновление оборудования, освещение станций, остановочных пунктов и переездов.
– Работа у нас тяжелая и опасная, ведь всегда ходим «под напряжением», как говорится. Поэтому надо быть профессионалом, делать все спокойно, рассудительно. А еще чувствовать уверенность в своем напарнике, который вовремя отключит и заземлит то, что нужно. Так что люди у нас трудятся надежные, опытные, – отмечает Александр Кондратенко.
Куда бы ни шел или ни ехал электромонтер, всегда обращает внимание на провода и деревья. «Это уже, наверное, профессиональная деформация, – смеется Александр Михайлович. – А если ветер посильнее дунет – начинаются переживания». Погода не дает расслабиться железнодорожникам. Из-за падения деревьев и налипания снега на линиях электропередачи происходят повреждения и обрывы проводов. Значит это лишь одно – за работу! Снова и снова устранять, налаживать, обеспечивать… С годами и опытом к этому привыкаешь – просто рабочие будни.
Так уже заведено, что с профессиональным праздником железнодорожника первыми поздравят близкие – жена Татьяна, сын Никита и дочь София. Очередную порцию обожания подарит всеобщая любимица кошка Томирис. Обязательно будут звонки от коллег и друзей. В этот день, набирая очередной номер, полный кавалер знака отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» Александр Кондратенко пожелает всем здоровья, выдержки и обязательно удачи!
Елена ВЕТРОВА