Студотряд работе рад!
Десяткам учащихся разных учебных заведений города над Сожем нынешнее трудовое лето подарило много ярких эмоций и незабываемый опыт работы на железной дороге, научило быть уверенными и находить выход из нестандартных ситуаций. На два месяца коллектив Гомельского вагонного участка принял в команду бойцов четырех сервисных студенческих отрядов.
На предприятии трудятся студенты БелГУТа в составе отряда «Цягнік» имени Героев Советского Союза братьев Лизюковых и учащиеся Гомельского колледжа – филиала БелГУТа отряда «Искра» имени участника Великой Отечественной войны Николая Кунцевича. Обучение и трехмесячную стажировку также прошли студенты университета имени Франциска Скорины и Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации. Им вручили свидетельства о получении железнодорожной профессии «проводник пассажирского вагона».
Не только романтика
Для молодежи такое трудовое лето – отличная возможность проявить себя, показать уровень знаний и мастерства, и, конечно, освоить одну из самых романтичных профессий на железнодорожном транспорте. Но в первую очередь студотряды оказывают большую помощь коллективу Гомельского вагонного участка в пик летних перевозок.
– В 2022 году было возобновлено студотрядовское движение проводников. И гордимся, что именно на нашем предприятии после длительного перерыва создали сервисный отряд проводников пассажирских вагонов «Искра» имени Николая Кунцевича, – отмечает начальник Гомельского вагонного участка Сергей Муха. – Особенно радует, что ребята, которые в прошлом году были в студотряде, вернулись к нам и в нынешнем трудовом семестре. Для юношей и девушек, которые действительно хотят связать жизнь с железной дорогой, эта работа стала первым шагом на их профессиональном пути. К тому же отличная возможность показать свой потенциал и способности. Молодежь достойно справляется. Об этом свидетельствуют и записи, оставленные пассажирами в книге замечаний и предложений. Студенты и учащиеся работают проводниками пассажирских вагонов на межрегиональных маршрутах Гомель – Гродно, Гомель – Калинковичи – Минск и Гомель – Брест. Более того, те ребята, которые хорошо проявили себя во время стажировки и самостоятельных рейсов в июле, в качестве поощрения получили возможность поработать на международном поезде Гомель – Москва.
Стали увереннее в себе
…С бойцами студотряда «Цягнік» встречаемся в Минске. Основные обязанности выполнены, вагоны убраны, и пока до отправления поезда Минск – Калинковичи – Гомель есть время, ребята делятся эмоциями и впечатлениями о своем трудовом лете с корреспондентом отраслевого издания.
Александр Злотников, Павел Тихонцов, Владимир Вишневский, Вячеслав Левкович и Елизавета Шульченко – студенты разных курсов БелГУТа. Все новички студотрядовского движения. Но этот факт нисколько не снижает заряд энтузиазма и бодрости. Для них студотряд стал возможностью не только получить специальность «проводник пассажирского вагона», но и неплохо заработать. Почти на два месяца молодые люди влились в дружную команду поездной бригады под руководством опытнейшего железнодорожника Вячеслава Беляя. Его стаж на магистрали 31 год, из них 21 – в качестве начальника поезда.
– Работа проводника нелегкая, требующая ответственности, огромной выдержки, дисциплинированности, – отмечает Вячеслав Васильевич. – И вопреки представлениям далека от романтики. За две недели общения со студентами заметил, как сильно ребята изменились, повзрослели.
– С каждым рейсом ребята становятся увереннее в себе, учатся самостоятельно принимать решения и уже почти без ошибок заполняют необходимые документы, – с улыбкой отмечает Вячеслав Беляй. – Студенческие отряды – это мощное движение, которое по-настоящему объединяет поколения, помогает поддерживать и приумножать лучшие традиции. Я также в годы учебы в гомельском отраслевом техникуме каждое лето трудился в студотряде. Это было престижно!
Теоретические знания молодые люди получили на курсах в Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров БЖД и в Гомельском колледже – филиале БелГУТа.
Далее в течение двух месяцев набирались опыта у проводников вагонного участка. Во время дублерских поездок ребята на практике закрепили теорию, правила перевозок пассажиров, изучили устройство пассажирского вагона, научились культуре обслуживания в пути следования и действиям в случае нестандартных ситуаций.
– За это время понял, что такое трудовая дисциплина и прочувствовал возложенную на меня ответственность, нашел настоящих друзей и получил бесценный опыт, – отмечает Вячеслав Левкович. – Работа проводника порою не так физически утомляет, как морально. Умение общаться с людьми – одно из самых сложных. В купе могут оказаться пассажиры разного возраста и предпочтений. Одному жарко, другому холодно и неуютно на верхней полке. Приходится вникать и решать различные ситуации, касающиеся как
психологической обстановки, так и безопасности пассажиров. Но мне нравится. Каждый рейс учит чему-то новому. Например, во время работы проводником я убедился, что на достаточном уровне знаю английский язык: как-то в моем вагоне ехали три иностранца, мы хорошо пообщались, гости рассказали, что в Беларуси были в командировке и остались в большом восторге от страны, людей и наших поездов. Кстати, им очень понравились национальные сладости и чай в стакане с подстаканником.
Благодарность пассажиров – лучшая награда
Студотрядовцы понимают возложенную на них большую ответственность и стараются работать наравне со старшими коллегами, ведь правила и обязанности у всех одинаковые. Так, на смену молодежь заступает вместе с поездной бригадой за 4-5 часов до отправления в дорогу. Все проходят предрейсовый инструктаж по технике безопасности и культуре общения с пассажирами, проверяют билеты и раздают постельное белье, реализуют чайную продукцию, следят за порядком и исправностью оборудования в вагоне, несут материальную ответственность за имущество в нем. А по возвращении из рейса занимаются уборкой и готовят состав к обратной поездке.
– Я единственная в семье, кто решил связать жизнь с железной дорогой. Сейчас учусь на втором курсе БелГУТа.
И когда подавала заявление в студотряд, о работе проводника знала поверхностно: проверить билеты, раздать белье, предложить чай. Но на самом деле это не простая, но интересная профессия, – убеждена Елизавета Шульченко. – Самое сложное для меня – ночные переезды, но и в этом есть определенная романтика. И, конечно, поездки по разным городам. Я побывала в Гродно, Минске, Бресте.
На этих направлениях можно встретить еще одного бойца студотряда «Цягнік» Александра Злотникова.
– Наша главная задача – обеспечить пассажирам комфорт. Все обязанности стараемся выполнять добросовестно, услуги оказывать качественно. И когда слышишь благодарность в конце поездки – это лучший показатель того, что мы все делаем правильно, – улыбается Саша.
Экзамен на мастерство
До начала посадки на поезд Минск – Калинковичи – Гомель еще несколько часов, но в рассказах моих собеседников все же чувствуется легкое волнение.
– Первый самостоятельный рейс оказался сложнее любых экзаменов. Плацкартный вагон, который я обслуживал, был полон. Голос дрожал, когда общался с пассажирами. Более того, среди них была гражданка Китая с билетом, оформленным через Интернет. Я при проверке документов попросил ее паспорт, а там все на китайском. Подумал: «Ну все, приехали!». Но быстро взял себя в руки и сверил данные по коду, – вспоминает Павел Тихонцов. – Нам, молодым, поблажек нет. И пассажиры воспринимают нас как обычных проводников. Когда узнают, откуда мы, с интересом спрашивают о студотряде или сами рассказывают, как в молодости работали в таких отрядах. Интересуются, в каком вузе мы учимся. В целом люди доброжелательные. Выходит, я зря волновался.
– Да, плацкартный вагон – хорошая закалка и практика: непросто обслужить и уделить внимание пяти десяткам пассажиров, – поддерживает однокурсника Владимир Вишневский. – Без умения общаться сложно работать, особенно, когда людей очень много. Зато научились быстро находить выход из нестандартной ситуации и предугадывать пожелания пассажиров. А еще на деле чувствуешь, что такое дисциплина, внимательность, бережное отношение к имуществу, ведь мы несем материальную ответственность за все, что находится в вагоне. А еще узнали, что у проводников есть профессиональные суеверия. Например, не следует класть вагонные ключи на стол. И видя, как к этому серьезно относятся старшие коллеги, мы проверять не рискнем (улыбается).
У бойцов студотряда «Цягнік» имени Героев Советского Союза братьев Лизюковых сотни километров уже позади. Впереди – еще месяц увлекательной работы, новых встреч и знакомств, получения знаний и бесценного опыта. Счастливого пути, молодежь!
Лидия СТАШКЕВИЧ