Во всем – системный подход
Целенаправленная системная работа по предупреждению травмирования граждан на объектах Белорусской магистрали позволила значительно снизить за последнее десятилетие число произошедших здесь несчастных случаев.
Однако совсем избежать печальных фактов пока не удается, поскольку основной их причиной остаются личная неосторожность и невнимательность самих пострадавших, многие из которых на момент происшествия находились в состоянии опьянения. Тем не менее вместе с причастными службами и ведомствами железнодорожники продолжают совершенствовать свои подходы к данной теме, делая особый упор на профилактику. Анализу эффективности данной работы в первом полугодии было посвящено совещание, прошедшее под председательством главного инженера Белорусской железной дороги Сергея Новодворского.
В мероприятии, состоявшемся в формате видеоконференции, приняли участие руководители ряда служб Управления и отделений магистрали, железнодорожных организаций. Также присутствовали начальник управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Беларуси Николай Кротов и старший прокурор данного управления Дмитрий Ефимов, начальник управления общественной безопасности на объектах транспорта Министерства внутренних дел нашей страны Геннадий Ворсо и старший инспектор по особым поручениям отдела беспилотных систем и радиоэлектронной борьбы того же управления Дмитрий Воронов.
Ситуацию с непроизводственным травматизмом, сложившуюся в первом полугодии 2024-го, обрисовал руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро. Он проинформировал, что за 6 месяцев на дороге произошло 46 несчастных случаев, не связанных с производством (столько же, сколько и за аналогичный период 2023-го). Пострадали 46 (47) человек, из которых 30 (34) – погибли. По словам выступающего, цифры печальной статистики могли быть значительно большими, но локомотивные бригады прилагали все усилия, чтобы избежать трагедии. Для этого только в первом полугодии им пришлось применять экстренное торможение 129 раз.
Согласно статистике, наиболее травмоопасным сегодня является участок Минск – Борисов, где за 6 месяцев зафиксировано 7 фактов. Кроме того, Юрий Александрович отметил, что половина всех случаев на магистрали с начала года произошла на перегонах. При этом чаще всего к трагедии приводило нахождение граждан на железнодорожных путях или их пересечение в неположенном месте перед приближающимся поездом. Чтобы предотвратить подобное, работники Белорусской магистрали во взаимодействии с правоохранителями регулярно проводят рейды, отрабатывают объекты железнодорожной инфраструктуры, удаляют с них граждан с характерными признаками опьянения (только за первое полугодие таким образом спасли 423 человека). За этот же период органами внутренних дел на объектах БЖД пресечено более 1,8 тыс. фактов прохода путей или нахождения на них в непредназначенных для этого местах (часть 4 ст. 18.2 КоАП).
В рамках профилактической работы в трудовых коллективах и учреждениях образования железнодорожники провели 2,5 тыс. тематических выступлений (общая аудитория слушателей превысила 125 тыс. человек, из которых 88 тыс. – несовершеннолетние).
На вокзалах, в пассажирских поездах организовали дополнительное информирование граждан о мерах безопасности при нахождении на объектах магистрали, распространили 28,5 тыс. буклетов и памяток. Благодаря взаимодействию с операторами сотовой связи с начала года SMS-сообщения о необходимости быть внимательными и осторожными вблизи железной дороги получили более 1,5 млн. абонентов. Кроме того, в кинотеатрах Минска и Гомеля в рамках предсеансовых показов демонстрируют ролики социальной рекламы по непроизводственному травматизму.
Помимо организационных мероприятий на дороге продолжается реализация технических мер, направленных на предотвращение гибели граждан на железнодорожных объектах. Возводят ограждения, ремонтируют платформы и пешеходные переходы, приводят в порядок информационные знаки безопасности.
Обращаясь к присутствующим, Юрий Александрович отметил, что для сохранения положительной динамики снижения случаев травмирования необходимо повысить качество планирования организационно-технических мероприятий, улучшить взаимодействие с местными органами власти. Также нужно более эффективно использовать в работе материалы с видеокамер, установленных как на железнодорожных станциях, так и на подвижном составе, интернет-ресурсы, региональные и республиканские СМИ, другие современные средства и технологии коммуникаций. Важно продолжать поддерживать необходимую информационную среду на вокзалах, остановочных пунктах, в поездах, проводить совместные рейды с правоохранителями, тематические выступления в школах и на предприя-
тиях, расположенных вблизи магистрали. Только совместными усилиями всех вовлеченных в эту работу сторон можно добиться максимального результата.
Далее были заслушаны отчеты служб и отделений дороги. Главный инженер Белорусской магистрали Сергей Новодворский обратил внимание на ослабление контроля руководителей хозяйств за положением дел на местах и потребовал исправить ситуацию. Он напомнил, что в вопросах безопасности мелочей не бывает. Оценка качества данной работы будет дана по итогам года. Представитель МВД Геннадий Ворсо обратился к железнодорожникам с просьбой оперативно сообщать о появлении на станциях и перегонах граждан в состоянии опьянения, чтобы правоохранители успевали своевременно вывести их из опасной зоны.
Далее участники совещания заслушали выступление начальника Центра научно-технической информации Инны Раскатовой о разработке тематических материалов профилактической направленности. Так, в феврале текущего года для подростковой аудитории (12 – 17 лет) был изготовлен буклет с комиксом, а в апреле – анимационный видеоролик (на русском и белорусском языках) с героями, созданными в технике штрихованного рисунка. Для взрослых в мае ЦНТИ выпустил листовку по безопасному поведению на железной дороге. Завершается работа над анимацией. Малышам младшего школьного возраста будет интересен комплект информационных листов для раскрашивания с образами положительных персонажей. Видеоролик для данной возрастной категории будет готов в третьем квартале года.
Представители прокуратуры высоко оценили представленные железнодорожниками информационные материалы и предложили обратиться в Министерство образования для более широкого распространения видеороликов и буклетов среди учащихся. Также они поблагодарили участников совещания и в их лице весь коллектив Белорусской железной дороги за проделанную работу по профилактике травмирования граждан на объектах магистрали, высказали уверенность, что обозначенные в ходе обсуждения замечания будут в ближайшее время устранены.
Инга МИНДАЛЁВА