Октябрь
Сб
12
2024

Пролегла дорога по судьбе

В нынешнем году Беларусь отмечает 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое и незабываемое событие. Мы бесконечно благодарны тем, кто боролся с врагом на полях сражений и в тылу, кто освободил нас от коричневой чумы. Но сегодня мне хотелось бы вспомнить и отдать дань уважения людям, которые самоотверженно восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство, рассказать о трудовом подвиге связистов и конкретно о человеке, посвятившем свою жизнь железной дороге.

О ранних годах жизни Александра Коробкина сведений практически не сохранилось. Есть только короткие обрывочные воспоминания его младшей дочери Инны: «Отец родился 1 августа 1902 года в селе Глушково, через которое проходила граница России и Украины. В семье было еще трое детей. Получилось так, что папу и его сестру Клаву записали как русских, а Инну и Федю – как украинцев. Из-за этой неразберихи с национальной принадлежностью впоследствии случались различные казусы».

Из истории железных дорог:

В 1900 году начинается строительство железнодорожной линии Витебск – Жлобин, которая прошла через губернский город Могилев. На станции Могилев был организован «Телеграфный технический участок». Он размещался в здании вокзала рядом с кабинетом начальника. В 1921 году при управлении дорог создают службы связи и электротехники, ведающие телеграфной и телефонной связью, а также содержанием и ремонтом электротехнических устройств и оборудования.

Именно эти службы и легли в основу образовавшейся в тридцатые годы Могилевской дистанции сигнализации и связи, заместителем начальника которой 1 декабря 1935 года назначили Александра Коробкина. К тому времени он, бывший выпускник Конотопского железнодорожного технического училища, стал не просто грамотным специалистом, но и семейным человеком. «Поженились папа Александр Иванович и мама Матрёна Ивановна в 1928-м. В том же году родилась дочь Людмила, а в 1929-м – Зоя», – вспоминала Инна Александровна.
С 1 февраля 1938-го Александра Коробкина перевели на должность начальника Осиповичской дистанции сигнализации и связи. До войны здесь в основном занимались эксплуатацией и улучшением содержания существующих устройств. Мирную жизнь нарушила война. На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Александр Иванович так описывает это время в своей автобиографии: «Начало Великой Отечественной войны застало меня в Москве, где я находился на учебе на среднетехнических курсах НКПС, по окончании которых в сентябре 1941-го был направлен в 6-ю дистанцию СЦБ и связи Московско-Курской железной дороги инженером связи. Основная задача, поставленная перед нами, – восстановление линий связи и централизации СЦБ на участке Курск – Орел. Находясь на станции Поныри, я возглавлял работы по эвакуации устройств СЦБ и цветных цепей на указанном участке работниками дистанции и приданной воинской части. По сложившимся там обстоятельствам, после массированного налета вражеской авиации и бомбежки, мне пришлось возглавить работу не только связистов, но и других служб станции».
Уже 15 ноября Александр Коробкин отправился в Пензу. К этому времени туда была эвакуирована его семья. Два года он трудился инженером связи Военно-восстановительной службы, а 10 октября 1943-го был откомандирован на Белорусскую железную дорогу и вошел в состав оперативной группы Могилевского отделения по восстановлению средств связи и СЦБ на участке Унеча – Кричев и Кричевском узле, а также по обслуживанию прифронтового участка Кричев – Чаусы. 7 февраля 1944-го Александра Коробкина утвердили начальником Могилевской дистанции сигнализации и связи. В этом же году у него родилась третья дочь Инна.

1959 г.

По мере освобождения территории от врага железнодорожники с большим энтузиазмом восстанавливали народное хозяйство. Масштабный урон был нанесен при отступлении фашистских войск, когда точечными зарядами подрывали аппараты блокировки и централизации, семафоры, опоры, обрывали провода воздушных линий связи. Связистам приходилось непросто – остро не хватало людей, стройматериалов, транспорта, горючего, инструментов. В своей автобиографии Александр Иванович так описывает сложности послевоенного периода: «Все устройства в узле – линии к Орше, Жлобину и Кричеву – были утрачены. Линия связи восстанавливалась из обрывков проводов, которые собирали с разрушенных участков. Провода надо было сваривать при помощи термосварки. Из кусков сваривали и кабель. Таким же образом восстанавливали семафоры и многое другое, что в это время трудно было достать».

Из истории железных дорог:

«Самоотверженная работа наших железнодорожников ускорила падение Берлина. Машинисты и поездные бригады часто вели составы под артиллерийским и пулеметным огнем врага. Как и воины Красной армии, они свято выполняли свой долг перед Родиной, не щадя своей жизни во имя Победы» (Маршал Советского Союза Георгий Жуков, газета «Гудок» от 05.08.1945).

За свой труд Александр Коробкин был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденом Ленина и другими. В 1957 году ему вручили значок «Почетному железнодорожнику». 17 декабря 1962-го Александр Иванович вышел на заслуженный отдых. Могилевскую дистанцию сигнализации и связи он возглавлял 18 лет, которые были, пожалуй, самыми непростыми в истории предприятия.
Супруги Коробкины прожили долгую, трудную, но счастливую жизнь в любви и согласии. Глава семьи любил ходить в лес за грибами, а главным его увлечением оставались шахматы. Будучи на заслуженном отдыхе, ветеран всегда отзывался и на просьбы бывших коллег. Дочь Инна рассказывала, что у отца была плохая память на имена. При этом он мог без документов назвать все номера деталей и очень помогал при инвентаризации в дистанции.
Александра Коробкина не стало 1 августа 1988 года. Его жизнь – пример беззаветной преданности своему делу и магистрали. Вечная слава скромным труженикам Белорусской железной дороги, которые вместе с ней прошли все испытания, выстояли и создали прочный фундамент для будущих поколений!

Марина СЛИВКО,
ветеран Могилевской дистанции сигнализации и связи,
член Союза писателей Беларуси

Яндекс.Метрика