Подвиг возрождения
В постоянной экспозиции Национального художественного музея Беларуси находится масштабное полотно – картина «Минск. 3 июля 1944 года» известного белорусского мастера Валентина Волкова. Летний день, небо затянуто клубами дыма, горожане с цветами обступили танк, остановившийся посреди усыпанной битым кирпичом улицы…
В годы Великой Отечественной войны Минск был практически полностью разрушен. Особенно ужасающее зрелище представляли руины в районе железнодорожного вокзала. Оккупанты уничтожили значительную часть городских предприятий, учебных заведений, жилого фонда, привели в негодность водопровод, канализацию, телефонно-телеграфную сеть. Секретарь Минского подпольного горкома партии Савелий Лещеня вспоминал: «Мы с работниками горкома КПБ пришли в Минск 4 июля 1944 года. Сразу же направились в центр. Но где он сейчас? Улицы Советской нет – гитлеровцы оставили одни руины. Зияют огромными пустыми глазницами развалины и на прилегающих к ней улицах. С одной окраины видна через весь город противоположная…».
Сразу после освобождения 3 июля 1944-го распоряжением командующего 31-й армией 3-го Белорусского фронта генерал-полковника Василия Глаголева комендантом Минска был назначен командир 36-го стрелкового корпуса Николай Олешев. Он приказал подразделениям, оставленным в его распоряжение, немедленно сделать все возможное, чтобы спасти город от дальнейших разрушений.
Были развернуты госпитали, военнослужащие расчистили улицы и переулки, потушили горевшие здания, восстановили электростанцию, наладили водоснабжение.
Саперы 13-й отдельной инженерной бригады (командир – полковник Владимир Железных), приданной 3-му Белорусскому фронту, в кратчайший срок провели большую работу по разминированию. Было напечатано обращение к минчанам с просьбой сообщать в штаб обо всех замеченных минно-взрывных устройствах, оставленных фашистами. Повсеместно стали появляться таблички «Проверено, мин нет!». О масштабах той работы свидетельствуют такие цифры: всего в городе было разминировано 188 зданий и других важных объектов, таких как Дом правительства, театр оперы и балета, хлебозавод, электростанция, водокачка, аэродром и другие. Согласно архивным данным, саперы сняли и обезвредили 1884 фугаса, 1474 авиабомбы, 294 противотанковые и 859 противопехотных мин. В районе железнодорожного вокзала работы по разминированию проводила рота капитана Ефима Проценко, где отличились взводы лейтенанта Николая Макасера, старшего лейтенанта Ивана Митрофанова, отделения сержанта Андрея Подкорытова, рядового Ахмадуллы Сигбатулина.
В связи с освобождением Минска с призывом «К белорусскому народу» обратились ЦК КПБ, Совнарком и Президиум Верховного Совета БССР. В этом документе, в частности, отмечалось:
«…мобилизуйте все свои силы на быстрейшее восстановление фабрик, заводов, колхозов, МТС, совхозов, жилых зданий, школ, больниц и других культурных учреждений. Это трудная задача, но белорусский народ ее решит в кратчайший срок. Вся страна, все братские народы помогают и помогут белорусскому народу быстрее восстановить разрушенное немцами хозяйство, воссоздать культурные учреждения и ликвидировать последствия немецкой оккупации». Правительство республики совместно с архитекторами и планировщиками решало, как возрождать столицу БССР. После изучения состояния города Комиссия по делам архитектуры при Совнаркоме СССР разработала «Эскиз планировки Минска», в котором речь шла не о простой реставрации и восстановлении довоенного облика города, а фактически о создании новой столицы республики. К разработке проекта привлекались лучшие архитекторы Москвы и Ленинграда, среди которых известные зодчие: академик Аркадий Мордвинов – председатель Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР, архитектор Борис Рубаненко – заместитель председателя этого комитета, академики Алексей Щусев, Николай Колли, Владимир Семенов и профессор Иосиф Лангбард. Они сделали вывод, что Минск должен стать современным ярко выраженным общественно-административным центром. По генеральному плану его территория в пределах городской черты расширялась, включая резервную площадь для дальнейшего строительства. Центральную часть города решили застраивать в основном 4-5-этажными домами. Монументальные здания должны были чередоваться с зелеными пространствами и памятниками, отражающими героические события войны. Советскую улицу (ныне проспект Независимости) предложено было превратить в главную магистраль города с повышенным качеством архитектуры жилых и гражданских зданий.
В октябре 1944 года состоялась IX сессия Минского городского Совета депутатов трудящихся, на которой было решено привлекать все трудоспособное население Минска к разборке разрушенных зданий и расчистке строительных площадок. Каждый горожанин должен был ежемесячно отработать не менее 15 часов и имел «Личную книжку участника восстановления города Минска». Кирпичи, оставшиеся после разборки руин, старались использовать повторно, а строительный мусор вывозился, либо шел на укрепление стен. Одним из первых на улице Советской (проспект Независимости) было построено здание КГБ. Оно задало стиль остальным постройкам – сталинский ампир.
В течение 1947 – 1948 годов в Минске появилось свыше ста новых улиц. Крупной реконструкции подверглась Привокзальная площадь, где за пять лет – с 1947-го по 1952-й – возвели два 11-этажных здания, образующих так называемые Ворота города. Одновременно строили несколько жилых районов, крупнейшими из которых стали поселки минских тракторного и автомобильного заводов. Они являли собой единый архитектурный ансамбль с полной социально-бытовой инфраструктурой: магазины, школы, детсады, почта и другие объекты.
Особый размах восстановительные работы приобрели в первой послевоенной пятилетке. Вся многомиллионная социалистическая страна помогала возрождать столицу БССР. Из советских республик сюда прибывали инженеры, высококвалифицированные рабочие, техника и стройматериалы. Уже в октябре 1947-го Минский автомобильный завод выпустил первый грузовик МАЗ-205, белорусские тракторостроители в ноябре 1950-го начали серийное производство гусеничных тракторов. В сентябре 1952-го по столице проехали первые пять троллейбусов.
Вряд ли возможно в полной мере оценить тот колоссальный труд, благодаря которому вырос сегодняшний красавец-Минск. Восстановление белорусской столицы фактически завершилось уже в начале 1950-х. Следующими стали этапы ее развития и расцвета, продолжающиеся по сей день.
Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов