По пути инноваций
Современное оборудование, продуманный технологический процесс, высокий уровень контроля качества, постоянное совершенствование технологий – все это составляющие эффективной работы предприятий Белорусской железной дороги.
О важных проектах, реализованных на магистрали, отраслевому изданию рассказали специалисты Брестского центра автоматизации бизнес-процессов РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД. В его состав Брестский центр автоматизации бизнес-процессов вошел в июне 2023 года. И как отмечает руководитель этого подразделения Сергей Филипеня, за прошедшее время сделано немало.
– В нашем коллективе работают 49 человек, трудолюбивые, ответственные и преданные своему делу. В состав центра входят также Гомельский и Витебский секторы. Среди специалистов есть настоящие авторитеты – те, кто имеет 30-летний стаж, и новая смена приходит, молодые, энергичные, полные сил и желания двигаться вперед, – отмечает Сергей Анатольевич. – Все стараются внести посильный вклад в развитие магистрали, качественно и эффективно выполняя свои обязанности.
Любой проект – это большой пласт работы. На предприятии два отдела – бизнес-анализа и технологий и автоматизации бизнес-процессов. В первом трудятся инженеры-технологи, во втором – инженеры-программисты. Одни разрабатывают планы, ставят цели, готовят технические требования и составляют технические задания. Цепочку действий продолжают программисты, решая поставленные задачи. И здесь важны усилия каждого, и от каждого зависит конечный результат.
В Брестском отделении к концу 2024 года завершится третий этап внедрения Автоматизированной системы управления перегрузочным районом (АСУ ПР). На Белорусской железной дороге уже внедрена и эксплуатируется Автоматизированная система подготовки и выдачи предупреждений (АС ПРЕД). Она предназначена для автоматизации технологических процессов и функций, связанных с подготовкой и выдачей предупреждений на поезда, и взаимодействует с информационными системами по выдаче предупреждений других железнодорожных перевозчиков.
За прошедший год специалисты центра также проанализировали все региональные информационные системы и подготовили планы модернизации, либо снятия с эксплуатации.
Напомним, что Брест – крупный железнодорожный узел, имеющий международное значение. И Брестское отделение занимает важнейшее место в железнодорожной транспортной сети Беларуси.
Движение вперед
Работая над проектами, сотрудники центра изучают различные достижения в области телекоммуникаций, связи, программного обеспечения, техники и электроники, знакомятся с современными технологиями и тенденциями развития всех секторов информационной сферы. Обменяться опытом и представить свои идеи помогают различные выставки. Так, в июне этого года прошел ХХХ Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2024», который собрал в Минске более 260 компаний из 15 стран. Среди участников были и представители магистрали, которые презентовали комплекс web-решений для оказания клиентам услуг удаленного взаимодействия при организации грузовых перевозок с применением автоматизированной системы «Электронная перевозка». Цель – сделать процессы эффективными и поднять качество оказания услуг на новый, более высокий уровень.
Была представлена доступная версия АС «Электронная перевозка» для операционной системы Windows и мобильная версия для Android. Новые технологии позволяют клиентам удаленно осуществлять оформление перевозочных документов без привязки к рабочему месту при взаимодействии с персоналом стальной магистрали. Преимуществ у «Электронной перевозки» немало: техническая и криптографическая защита информации, строгая система аутентификации пользователей, автоматизированный контроль и другие. Сегодня эту технологию используют более 1,5 тыс. предприятий.
Что касается внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, то здесь уже на протяжении более пяти лет обеспечивается оформление перевозочных документов в цифровом виде. Электронные накладные используют при организации перевозок с Россией, Литвой, Латвией, Польшей (с отдельными железнодорожными перевозчиками), Эстонией и Казахстаном (по согласованным маршрутам). Это существенно упрощает работу, экономит время и средства, помогает расширить клиентскую базу.
Разработка новых проектов в Брестском центре автоматизации бизнес-процессов РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД идет постоянно. Свои идеи представители предприятия продемонстрируют на стенде магистрали на XIV Международной специализированной выставке «Транспорт и логистика», которая пройдет в столице 10 – 12 сентября.
В ногу со временем
Этот коллектив можно смело назвать группой единомышленников. Двигаясь по пути инноваций, они всегда находятся в поиске оптимальных решений. И здесь к креативным подходам молодых подключаются опыт и дальновидность старшего поколения. Такой «тандем» помогает железнодорожникам успешно справляться с поставленными задачами.
К примеру, инженер-программист Дарья Лыщиц является частью этой дружной команды больше восьми лет. На магистраль она пришла после окончания Брестского государственного технического университета.
– Даже за тот период, что я тружусь на железной дороге, технологии сделали существенный рывок. И мы обязаны держать руку на пульсе, – утверждает Дарья. – Я занимаюсь разработкой интерфейсов. Стараюсь усовершенствовать процесс, чтобы клиенту было удобнее ориентироваться на сайте и найти необходимую ему информацию. Благодарю за помощь и поддержку своих опытных коллег, которые могут дать дельный совет.
Всегда рада помочь молодым работникам заместитель начальника отдела автоматизации бизнес-процессов центра Ольга Жигар. Ее стаж на магистрали почти два десятка лет. После окончания БелГУТа девушка устроилась приемосдатчиком груза и багажа на станцию Минск-Северный, затем несколько лет трудилась в Главном расчетном информационном центре в Минске. А в Брест переехала вслед за супругом, где они стали успешно строить свою новую жизнь. Владимир Жигар сейчас возглавляет отдел грузовой работы Брестского отделения, а Ольга Александровна совершенствует технологические процессы. К разговору подключается настоящий профессионал, начальник отдела автоматизации бизнес-процессов Александр Совпель. Он удостоен Почетных грамот Брестского отделения и нагрудного знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени.
– Коллектив у нас крепкий, люди надежные. Многих знаю давно, – рассказывает Александр Михайлович. – Здесь трудятся два моих одногруппника, ведущие инженеры-программисты Дмитрий Левонюк и Василий Волк. Мы вместе окончили Брестский государственный технический университет. Отмечу добросовестную работу начальника отдела бизнес-анализа и технологий Виктора Каца. Он награжден Почетной грамотой Брестского отделения и нагрудным знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II и III степеней. Таких людей мы всегда приводим в пример, гордимся ими.
Начальник центра Сергей Филипеня считает, что грамотный руководитель должен уметь анализировать собранную информацию, принимать верные решения, правильно распределять обязанности. При этом необходимо не просто выполнять стратегические задачи, а направлять команду.
– Высококвалифицированные кадры на любом предприятии – это основа, его ядро. Для молодых специалистов опытные работники – ориентир. А новая смена железнодорожников добавляет нам скорости и энергии, – завершает беседу заместитель начальника по автоматизации бизнес-процессов – начальник Брестского центра автоматизации бизнес-процессов РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД Сергей Филипеня. – Конечно, есть конкретные задачи и планы на будущее. И это наши новые проекты. Чем больше, тем лучше!
Ольга ПЛЮХАЕВА