Октябрь
Сб
12
2024

За достижения в труде

90 лет назад был утвержден нагрудный значок «Ударнику Сталинского призыва». Эта ведомственная награда Министерства путей сообщения СССР стала одной из самых массовых в истории отечественной железнодорожной отрасли.

В начале 1930-х этот транспорт начал играть заметную роль в экономике Советского Союза. В 1929 году участники партийной конференции приняли первый сталинский пятилетний план, который предусматривал значительные капиталовложения в его реконструкцию.
Выполнение документа требовало большой самоотдачи. За первые два года первой пятилетки значительно увеличились объемы погрузки и перевозки пассажиров. Приведем такой факт: в 1930 году железные дороги СССР по показателю грузовой работы занимали второе место в мире, а грузонапряженность магистралей была выше, чем в США.
Летом 1931-го в Москве состоялся пленум Центрального Комитета ВКП(б). На нем было принято решение о начале реконструкции железнодорожного транспорта, электрификации ряда линий с наиболее интенсивным движением, введении мощного подвижного состава, автосцепки, автотормозов, автоблокировки, механизации погрузки и выгрузки, об усилении верхнего строения пути для паровозов с большой нагрузкой на ось.
Уделяли внимание и строительству новых линий в разных уголках страны. К примеру, в 1927 – 1930 годах (за рекордно короткий срок) была сооружена Туркестано-Сибирская магистраль протяженностью 1442 километра.
За достижения в труде железнодорожников отмечали государственными наградами. Но не только ими. Значок «Ударнику Сталинского призыва» был утвержден постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 23 апреля 1934 года. По некоторым данным, своим появлением в наградной ведомственной системе и даже названием значок обязан инициативе железнодорожников Пролетарского паровозоремонтного завода Ленинграда. Эта награда была значимой, но не первой в отрасли. В том же году, но чуть раньше, – 8 апреля, Президиум ЦИК СССР утвердил значок «Почетному железнодорожнику». Еще ранее появился значок «Лучшему машинисту СССР». Постановлением СНК СССР в феврале 1931 года за каждым локомотивом закрепляли две постоянные бригады, которые несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газета «Правда», ВЦСПС, Народный комиссариат путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников впервые организовали всесоюзный конкурс спаренных паровозных бригад. По его итогам 56 машинистов-ударников получили право называться лучшим машинистом СССР. В ходе конкурса появилась и одна из первых наград советских железнодорожников – значок «Лучшему машинисту СССР». Однако его, утвержденного в 1934 году, могли получить не только машинисты.

Из Положения о значке «Ударнику Сталинского призыва»:
«1. Значок ударника Сталинского призыва выдается лучшему ударнику железнодорожного транспорта, являющемуся образцом в проведении железной сознательной дисциплины, выполняющему и перевыполняющему свои производственные задания по количественным и качественным показателям, организующему отстающих на достижение высокой производительности труда, овладевшему техникой своего дела и передающему свой опыт другим, активно участвующему в общественно-политической жизни.
2. Значок ударника Сталинского призыва выдается Политуправлением НКПС через ЦК Союза железнодорожников, политотделы дорог и дорпрофсожи по особому представлению райполитотделов, райпрофсожей, парторгов железнодорожного транспорта и начальников соответствующих хозорганов, а также территориальных партийных и советских организаций, с обязательным обсуждением кандидатур на собраниях рабочих и служащих.
3. Железнодорожники, получившие значок ударника Сталинского призыва, пользуются первоочередностью во всех правах и льготах ударника на железнодорожном транспорте.
4. Политуправление НКПС и ЦК Союза железнодорожников через политотделы дорог и дорпрофсожи по представлению райполитотделов, парторгов, местных партийных и профессиональных организаций и соответствующих хозорганов лишают значка ударника Сталинского призыва за систематическое невыполнение своих производственных заданий, нарушение трудовой дисциплины и антиобщественные поступки.
Вопрос о лишении значка ударника Сталинского призыва должен быть обсужден на собрании рабочих и служащих».

Дизайн значка разработали художники В. О. Эльский и Е. И. Зон. Вместе с наградой вручали удостоверение установленного образца в твердой обложке красного или красно-коричневого цвета.
Значок был выполнен в форме шестигранной гайки, из которой, как из тоннеля, стилизованного под серп, выезжает паровоз ИС («Иосиф Сталин»).
В нижней части горизонтально расположен молот. Над паровозом – пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. Гайка наложена на три красных знамени, на переднем из которых слово «Ударнику», выполненное прописными буквами. В левой и верхней частях гайки полукругом надпись черным цветом «Сталинского призыва», также прописными бук-вами.

Строительство Туркестано-Сибирской магистрали

Право награждения предоставлялось Наркомату путей сообщения. Постепенно круг должностных лиц, имеющих эти полномочия, увеличивался (с 1943 года – начальники железных дорог). Уставом о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденным в 1949-м, кроме министра путей сообщения это могли осуществлять его заместители, начальники округов и начальники железных дорог.
Значок «Ударнику Сталинского призыва» выпускали более 20 лет (с 1934-го по 1957 год). Нумерация на значках сохранялась приблизительно до 80 тыс., а общая оценка тиража составила около 500 тыс. штук.
Вручение знака было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1957 года.

Подготовил
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика