«Транспорт – моя страсть!»
Или рассказ о том, как питерский художник рисовал локомотивы в Барановичах. Какие именно машины запечатлел Трофим Токарев и чем его так привлекает стальная магистраль, автор рассказал нашему корреспонденту.
Это его берега…
Трофим Токарев – житель Санкт-Петербурга. В Беларусь попал волей случая и очень этому рад, ведь помимо любимого человека здесь он нашел вдохновение и воплотил в жизнь несколько своих давних идей: коллекция авторских картин за отпуск пополнилась «портретами» нескольких экспонатов музея железнодорожной техники.
А любовь к рисованию у героя публикации проявилась еще в детстве. Оценив потенциал сына, родители помогли развить его талант: отправили мальчика в художественную школу, затем в лицей при художественном училище в Санкт-Петербурге. Потом был Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Окончив учебу, молодой человек начал поиски себя. Он писал картины, как говорится, для души и мечтал найти работу, которая пересекалась бы с тематикой его творчества (весьма специфической). Удачный случай вскоре подвернулся: в его родном городе открылся необычный музей автотранспорта, куда Трофим смог устроиться смотрителем.
– Это экспозиционно-выставочный центр истории автотранспорта Ленинграда, который поддерживает предприятие «Пассажир-автотранс». Мне нравится, что я могу и там применить свои способности, поработать еще и как художник-оформитель-иллюстратор, – рассказывает собеседник.
Среди коллег по цеху художник Токарев выделяется пристрастием к масштабу, при этом больше всего ему нравится изображать габаритную технику. А начиналось все с автомобилей.
– Мальчикам с детства нравится играть с машинками, а я уже тогда думал: «А почему бы их не нарисовать?». Поэтому со временем на моих холстах стали появляться грузовики, самосвалы, трамваи, троллейбусы, автобусы. Не всегда это были наброски с натуры. Однако с трудоустройством в музей возможностей изображать красивый и старый транспорт у меня стало больше, – при-знается Трофим.
За новыми впечатлениями
О Барановичском музее железнодорожной техники художник узнал случайно.
– Отпуск я решил провести со своей девушкой в Барановичах. Когда мы проезжали по мосту, взгляд упал на цепочки локомотивов, вагонов и железнодорожной спецтехники разных эпох. Конечно же, поинтересовался, что это за место, и решил посетить известный музей, а также нарисовать пару экспонатов, – повествует герой публикации.
В его родном Санкт-Петербурге тоже есть подобная выставка, но некоторые виды техники молодой человек впервые увидел именно в Барановичах.
– Глаза разбегаются, как только оказываешься в этом волшебном месте! Можно отследить историю развития железнодорожной отрасли: отдельно – паровозы, отдельно – тепловозы. Изу-чив подробно все, что здесь находится, я нашел то, что удивило, и захотел нарисовать, – признается собеседник.
Выбрал ТЭПы
Как отмечает Трофим, паровозы из-за их расположения писать в музее довольно проблематично – все стоят друг за другом, необходимую перспективу не поймаешь. Да и посетители отвлекают, сложно сконцентрироваться. С тепловозами проще.
– Всегда хотел нарисовать ТЭП60. В железнодорожном музее Санкт-Петербурга он представлен в другой цветовой гамме, а здесь в такой, как я себе и представлял, – объясняет Трофим Токарев.
Художник уверен, что у старой железнодорожной техники есть душа, которую мастеру кисти хочется увидеть, раскрыть на полотне. Вдохновляют героя публикации не только масштабы, но и детали старых, но мощных локомотивов. Например, звезда на передней части корпуса, форма лобовой части. Даже кабина, по заверениям собеседника, имеет определенный запах.
– Все это частичка уходящей истории. Радует тот факт, что сохраняется наследие наших предшественников, что мы ценим прошлое, восстанавливаем, а не отправляем на металлолом. Эта техника тоже «страдает» – в первую очередь от неблагоприятных погодных условий. Да и время не щадит даже металл, – рассуждает Трофим. – Но в музеях за экспонатами следят и ухаживают, можно прикоснуться к истории…
В авторской коллекции Трофима Токарева около 50 картин. Некоторые еще не закончены. На полную прорисовку требуются недели и даже месяцы. Работу мастер продолжает в любое время, независимо от того, когда картина была создана.
Почти ювелирная работа
Специального инженерного образования Трофим Токарев не имеет, но все механизмы и детали старается изображать очень точно и достоверно. Первым «железнодорожным» полотном художника стало изображение тепловоза М62 из экспозиции в Барановичах. Сейчас мастер завершает еще одну картину – с «портретом» ТЭП60, который также находится в музее.
– Я благодарен за предоставленную возможность запечатлеть столь уникальные машины с натуры. Основные нюансы, конечно, в детализации. В конструкции ТЭП60, например, это колесные тележки, а также много мелочей, которые хотелось бы отразить и показать. Сначала я рисую общую картину, а потом уже дополняю свое произведение нотками реализма – вплоть до отражения в стеклах кабины, – делится подробностями автор.
У каждого художника есть мечта…
Иногда и профессионал допускает оплошности. Например, герой публикации отмечает, что можно промахнуться с перспективой и соотношением размеров: кузов уже набросал, но когда дорисовываешь колеса, понимаешь, что был потерян масштаб. Выбирая определенный вид транспорта, будь то танк, вертолет или корабль, необходимо мыслить перспективно. Главное – правильно создать основу, остальное можно доработать по фото.
В завершение беседы мы поинтересовались у Трофима Токарева дальнейшими творческими планами:
– Рисовать все и много: машины, самолеты, корабли, железнодорожную технику, военную… Наверное, единственное пожелание себе и любому художнику – успеть запечатлеть то, что хочется, чтобы хватило жизни воплотить свои идеи.
Михаил БЕРДНИК