Станция, ставшая родной
От слаженной работы железнодорожников зависят безопасность движения и своевременность следования поездов. В общее дело свой вклад вносят все, независимо от масштабов предприятия. Станция Чаусы – линейная, чей коллектив насчитывает 11 человек. Это начальник, дежурные по станции, коммерческие агенты, билетные кассиры и станционный рабочий. Есть прочный фундамент из опытных железнодорожников, есть и молодежь. У каждого своя история выбора профессии, но у всех в биографии она – станция Чаусы.
Анна Войтехович возглавила небольшой, но сплоченный коллектив в 2023-м. За ее хрупкими плечами немалый трудовой опыт, который уже составляет 17 лет. Она – уроженка города Чаусы, и железную дорогу выбрала во многом с подачи отца, который служил в транспортной милиции.
– Еще в детстве я часто приходила к нему на работу, так что на станции мне все давно знакомо, – рассказывает Анна Михайловна. – Не скрою, что выбор в пользу магистрали сделала не сразу. Но отец в какой-то момент подсказал, и я загорелась этой идеей. Поступила в Оршанский техникум железнодорожного транспорта, а после по распределению в 2007 году вернулась в родной город. Долгое время работала коммерческим агентом в товарной конторе, с 2017-го – дежурным по станции, параллельно выполняя обязанности начальника. Заочно окончила БелГУТ, а в ноябре прошлого года возглавила коллектив. В профессии я не разочаровалась по сей день и не жалею, что попала на железную дорогу. Для меня как начальника станции хорошей основой стал опыт, полученный на разных этапах трудового пути. Конечно, бывают сложности, иногда приходится проявлять характер, но я стараюсь относиться к людям по-доброму, ведь именно на коллективе все держится.
Начальник станции, особенно линейной, по-настоящему универсальный специалист: и с бухгалтерией знаком, и хозяйственной деятельностью занимается, и с клиентами договаривается. Он знает работу каждого из подчиненных, умеет быстро и грамотно ее организовать. Станция Чаусы предназначена для приема, отправления, пропуска пассажирских и грузовых поездов. Также здесь производятся операции с местными грузами. В настоящее время заключены договоры с 37 клиентами. В числе основных – Чаусский лесхоз, ООО «РегионалПетрохим», ОАО «Управляющая компания холдинга «Агромашсервис» и другие. По итогам 8 месяцев погрузка составила 157,5% к аналогичному периоду прошлого года. Только в августе этот показатель вырос вдвое. Через станцию проходят пять пар поездов региональных линий экономкласса в направлении Кричева и Могилева, а также поезд межрегиональных линий экономкласса Гродно – Коммунары. Реализация билетов за 8 месяцев этого года увеличилась и составила 105,5% к аналогичному периоду 2023-го.
Задачи чаусских железнодорожников не пугают. Решение каждой из них лишь подтверждает профессионализм коллектива. Основу, конечно, заложили ветераны. Свои имена в летопись станции вписали в том числе ее бывшие начальники – Иван Прудников, Вера Асмоловская и другие. Их дело переняло нынешнее поколение. Долгое время на железнодорожной станции трудится старший билетный кассир Светлана Павлюченкова. Недавно она была удостоена Почетной грамоты Белорусской железной дороги. На магистраль Светлана пришла по совету отца – Петр Яковлевич Кургуз 30 лет был путейцем. А Наталья Бакумова пошла по стопам своей мамы. Дежурного по станции Инну Яковлевну Мурашко знали, пожалуй, все местные железнодорожники. «Сразу видно – школа Мурашко», – говорили они о ее учениках. Сегодня семейное дело продолжает ее дочь. Наталья Николаевна не только отлично трудится, но и является многодетной мамой – она воспитывает четверых детей. Всегда приветлива и готова ответить на вопросы пассажиров билетный кассир Оксана Белоусова. На станции Чаусы она трудится 8 лет.
В числе самых опытных работников – семейная пара Шведковых. Стаж Николая Степановича – 43 года, а Нины Ивановны – 36. Он – дежурный по станции, она – коммерческий агент. Николай Шведков после окончания оршанского отраслевого техникума попал на Свердловскую железную дорогу. Со временем решил перебраться поближе к дому (он родом из Славгородского района). Так оказался в Чаусах. Дежурный – первый помощник начальника станции и за смену ему приходится решать множество вопросов. Николай Степанович не только успешно справляется с их объемом, но и щедро делится опытом с молодежью. И на работе, и дома всегда рядом супруга Нина Ивановна. Магистраль сыграла в их жизни судьбоносную роль, ведь пара познакомилась во время техучебы. В те годы Нина Ивановна была дежурным по станции Реста. Сегодня она трудится коммерческим агентом. «Это наши долгожители, – улыбается Анна Вой-техович. – Их опыт дорогого стоит. Тот же Николай Степанович никогда не отказывает в помощи, все расскажет, подскажет. Когда я пришла на станцию, Нина Ивановна была товарным кассиром, и именно она меня стажировала. Вообще взаимопомощь свойственна железнодорожникам. Так как я относительно недавно стала руководителем, то первое время по каким-то вопросам обращалась в аппарат Могилевского отделения, и мне не отказывали, откликались на просьбы».
Есть на станции Чаусы еще одна семейная пара – Роман и Анастасия Стефаненко. Он также дежурный по станции, а она – коммерческий агент. Оба – местные жители и были знакомы давно, но рассмотрели друг друга только на железной дороге. Сейчас Анастасия находится в отпуске по уходу уже за вторым ребенком.
Дежурный по станции Яна Клименкова – представитель молодого поколения. «На магистраль пришла, потому что стало интересно, и форма понравилась», – улыбается она. Яна Сергеевна родом из Чаусского района, окончила Оршанский колледж – филиал БелГУТа. Ее трудовой стаж – пять лет. С одной стороны – молодая, красивая, амбициозная девушка, с другой – профессионал, отличный работник. Несмотря на возраст, Яна Клименкова в отсутствие начальника станции выполняет его обязанности. Также она хорошо проявила себя на отделенческом конкурсе «Лучший по профессии».
– У нас принято гордиться достижениями каждого работника, – подчеркивает Анна Войтехович. – На конкурсе Яне Сергеевне пришлось «меряться» знаниями и навыками с опытными коллегами, работающими на крупных станциях. Она очень волновалась, но смогла собраться и проявить себя. Так что это достижение – только начало!
Сама Анна Михайловна – пример современного руководителя-женщины, которая успешно совмещает работу и семью. Все ее свободное время посвящено сыну Денису и дочери Ангелине. Впрочем, станция Чаусы стала вторым домом для всех работников. В День железнодорожника или личный праздник самые добрые пожелания звучат коллегам от коллег.
– Когда у руля женщина, то она обязательно постарается привнести на рабочее место хоть немного уюта, как-то объединить людей. У каждого в коллективе свои обязанности, и они должны неукоснительно выполняться. Но при этом мы стараемся быть единым целым, поддерживать друг друга независимо от занимаемой должности. Какая наша станция Чаусы? – Анна Войтехович задумывается, а потом с улыбкой подытоживает: – У нее определенно женское лицо. Она трудолюбивая, красивая и очень родная!
Елена ВЕТРОВА