Октябрь
Сб
12
2024

Импульс сотрудничества

В рамках Транспортной недели Белорусская железная дорога провела международную конференцию «2024. Контейнерные перевозки: актуальные задачи. Комплексные решения». Она собрала более 100 участников из Беларуси, Азербайджана, России и Китая, в том числе руководителей международных транспортных организаций, концернов, крупнейших грузоотправителей нашей страны, резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», логистических операторов железнодорожного «пространства 1520», портов и портовых терминалов, собственников подвижного состава.

Видеть перспективы

Основными вопросами форума стали сопряжение с инициативой «Один пояс – один путь», поиск новых направлений перевозок грузов, выстраивание эффективной логистики, развитие международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад», а также задействование инфраструктуры портов Российской Федерации и других стран.

Приветствуя собравшихся, модератор мероприятия – генеральный директор государственного предприятия «БТЛЦ» Андрей Сладкевич напомнил, что подобная конференция последний раз проводилась в 2019 году. Он также выразил уверенность в том, что нынешний форум даст новый импульс взаимовыгодному сотрудничеству всех вовлеченных в перевозочный процесс сторон, поможет решить стоящие перед игроками транспортного рынка актуальные задачи. Далее Андрей Николаевич представил короткую презентацию, в которой обозначил основные логистические возможности Беларуси на Евразийском континенте – как сухопутные, так и морские. Он подчеркнул, что логистические маршруты на карте не зря напоминают кровеносную систему, они позволяют бизнесу продвигать свои товары, расширять рынки сбыта, напитывая тем самым экономики отдельных стран и региона в целом. «Наша общая задача – поддерживать эту кровеносную систему, – заявил выступающий. – А для этого нужен соответствующий уровень контейнеризации». Согласно приведенной им статистике, самый высокий на сегодня в мире данный показатель у Китая – порядка 75%, а также у ЕС и США – около 70%. В Беларуси он составляет примерно 20%, в России – 15%, в Казахстане – 6%. «В этом направлении у нас есть большие перспективы, и мы должны приложить все усилия для их реализации, что позволит нормально работать нашим предприятиям и экономике страны», – подытожил гендиректор ГП «БТЛЦ».

Ключевой узел

Контейнерные перевозки – это важная часть современной международной транспортной системы, способствующая оперативности перемещения грузов и снижению стоимости данной услуги. В последние годы контейнерные поезда сообщением Китай – Европа – Китай, перевозящие товары из Поднебесной потребителям других стран и европейскую продукцию в обратном направлении, стали международными брендами. Об этом рассказал заместитель начальника Департамента международного сотрудничества Государственной Корпорации «Китайские железные дороги» Ван Гоцзюнь. Он проинформировал о том, что с начала текущего года уже организовано 11 тыс. контейнерных поездов, перевезено 1 млн. 226 тыс. контейнеров в ДФЭ (на 12% выше аналогичного периода 2023-го).

В целом реализация инициативы «Один пояс – один путь» позволила сформировать эффективную платформу для экономического сотрудничества стран-участниц, выстроить новые направления сухопутных евразийских перевозок, оптимизировать маршруты, расширить географию охвата, реализовать проекты реконструкции и модернизации инфраструктуры, укрепить взаимодействие в сфере мультимодальных перевозок.
Как отметил выступающий, созданию высококачественного транспортного продукта способствуют совместная работа по дальнейшему сокращению времени перевозок (в том числе за счет организации контейнерных поездов по сквозному расписанию), поиск индивидуальных логистических решений для каждого клиента, внедрение электронных систем безопасности и безбумажного документооборота, расширение номенклатуры перевозимых грузов.
– Пропуск контейнерных поездов существенно способствует укреплению торгово-экономических связей Европы и Азии, содействует развитию открытой мировой экономики, – заявил господин Ван Гоцзюнь.
Он также отметил, что транспортный сервис, предоставляемый за счет обеспечения бесперебойных перевозок контейнерными поездами, дает толчок производству. И в качестве положительного примера привел Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень».
– Беларусь имеет уникальное географическое положение – находится в ключевом узле Евразии. Поэтому весьма важную роль в развитии евразийских перевозок и, в частности, контейнерных поездов направлением Китай – Европа – Китай, играет Белорусская железная дорога, – подытожил Ван Гоцзюнь.
Пользуясь случаем, он выразил благодарность белорусским коллегам за совместную плодотворную работу.

Факторы успеха

Об актуальных задачах в сфере контейнерных перевозок в разрезе работы одного из лидеров транспортного рынка «пространства 1520» – АО «ОТЛК ЕРА» рассказал заместитель генерального директора компании Игорь Згурский. Он пояснил, что ОТЛК ЕРА была создана железнодорожными администрациями Беларуси, России и Казахстана для развития трансъевразийского маршрута. Ключевые факторы успеха, заложенные в основу компании, – интеграция трех железных дорог, компетенция персонала, ответственность каждого участника перевозки и его деловая репутация. Игорь Викторович проинформировал об основных направлениях деятельности компании, отметил рост объемов транзитных перевозок, наблюдавшихся с 2016-го в направлении Китай – Европа (сегодня это порядка 80%). В постпандемийные годы активно стали развиваться перевозки из Китая в Россию и Беларусь, а также в обратном направлении, что позволило частично нивелировать сокращение товаропотока из Европы. Продолжается рост объемов перевозок в направлении Китай – Европа. Заместитель гендиректора АО «ОТЛК ЕРА» отметил стабильный спрос на железнодорожные перевозки. Ключевыми факторами здесь являются скорость доставки, безопасность (сохранность груза), стабильность (ежесуточно с конечных точек маршрута отправляется по 20 – 30 поездов), надежность и ритмичность поставок. Также Игорь Викторович рассказал о том, какие меры принимает компания для «расшивки» так называемых узких мест, какие проекты по модернизации инфраструктуры реализует.

Использовать потенциал

Далее заместитель генерального директора по железнодорожной логистике ООО «Феникс» Наталья Самкнулова ознакомила участников конференции с перспективами развития транспортировки грузов с использованием специализированных контейнеров из Беларуси в многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка» (Санкт-Петербург). О перспективах наращивания объемов перевозки грузов в контейнерах в направлении портов Азово-Черноморского бассейна, через внутрироссийские и пограничные ТЛЦ рассказал заместитель генерального директора ООО «Евросиб-ТЛБ» Михаил Иванов.


Живой интерес аудитории вызвало выступление первого заместителя генерального директора Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» Кирилла Коротеева на тему «Потенциал для реализации проектов в сфере логистики». Он напомнил, что созданный парк – это особая экономическая зона, которая дает широкий набор налоговых, таможенных преференций. В его состав включен аэропорт, что позволяет развивать площадку с учетом мультимодальных логистических возможностей. С момента зарождения инициативы «Один пояс – один путь» Индустриальный парк позиционирует себя как ключевая точка на этом пути. Развитие осуществляется поэтапно: первый сейчас в активной фазе (уже создана вся необходимая инженерно-транспортная инфраструктура), с этого года приступили и ко второму этапу, который связан в том числе со строительством железной дороги. Также осуществляется возведение готовых производственных корпусов. Уже зарегистрировано 135 компаний-резидентов из 13 стран мира, 45 компаний приступили к работе. В Парке трудится чуть более 3 тыс. человек, прирастая ежегодно на 50% и выше. Прибыль резидентов также увеличивается. На сегодня здесь определились три кластера – машиностроение, медицина и логистика. В продолжение темы логистики спикер упомянул крупный проект «Евразийский железнодорожный гейтвэй», отметив, что первая очередь строительных работ по нему уже выполнена. Сейчас ведется тендер по выбору участников строительства по основному циклу. В течение ближайших полутора лет планируется ввести этот железнодорожный терминал мощностью до 180 тыс. контейнеров в эксплуатацию.
По завершении выступлений состоялся обмен мнениями и актуальными предложениями в сфере транспорта и логистики, повышения клиентоориентированности и эффективности взаимодействия с грузовладельцами.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика