Партизанский театр в Налибокской пуще
Весной 1943 года на территории Лидского, Юратишковского, Вороновского, Радунского, Новогрудского, Любчанского и Ивьевского районов Лидский межрайпартцентр объединил отдельные отряды в партизанское соединение Лидской зоны. Руководил народными мстителями уполномоченный Белорусского штаба партизанского движения, член Барановичского подпольного обкома КПБ Ефим Гапеев. В его военной биографии помимо успешных боевых операций есть одна примечательная страница – создание партизанского театра, который давал спектакли как для партизан, так и для местного населения, приравнивая эту важную работу к боевой деятельности.
Творческим организатором партизанского театра стал боец соединения Лидской зоны Николай Счеснович – бывший артист Белорусского академического государственного театра (ныне – Национальный академический театр имени Янки Купалы). Наряду с боевыми операциями Николай Игнатьевич активно занимался своим профессио-нальным делом: участвовал в постоянно действовавшей партизанской художественной самодеятельности, где был режиссером, актером и даже драматургом. В мемуарах «Записки актера и партизана» (Мн.: Беларусь, 1976) он отмечал: «В труппе партизанского соединения было несколько танцоров, небольшой хор, который постепенно увеличивался, а его репертуар становился обширнее. Моими помощниками по созданию театра выступили активные женщины – работница межрайпартцентра Анна Ананьева и радистка Нина Юдинцева. Вместе мы занимались подбором артистов, руководителей драматического и танцевального коллективов, музыкантов. Принимали меры по поиску музыкальных инструментов и костюмов для пьес и народных танцев».
По инициативе командира соединения Гапеева в труппу были приглашены самодеятельные артисты-партизаны: Лидия Коваленко, сестры Валентина и Мария Иванины, баянист Василий Богуш, бойцы комендантского взвода Константин Карнович, Иван Филиппов и Юрий Мусаткин, работники партизанской типографии Егор Рязанов и Аркадий Кизнер. Всего в артистическом коллективе оказались 19 человек – 10 мужчин и 9 женщин. Так возникла постоянная актерская труппа, которую партизаны назвали «Наш театр». Творческой группой была подготовлена комедийная пьеса «Рогулевская армия», высмеивающая неудачные попытки немцев создать белорусское национальное воинское формирование, а также пьеса-шарж под названием «Германский блок». Решено было поставить танцы «Лявониха» и «Яблочко». Молодая партизанка Любовь Презецкая в широкой цветной юбке, блузке с воланами и незамысловатыми самодельными украшениями исполняла зажигательный цыганский танец «Венгерка».
По утвержденному командиром соединения графику приступили к репетициям – вначале в землянке, а затем, когда установилась теплая погода, на свежем воздухе, на лесной поляне. На горке в густом лесу выстроили крытый павильон со сценой: на высоких столбах закрепили легкую крышу, замаскировали сверху зеленью. Сцену обтянули с боков парашютами, а в импровизированном зрительном зале сделали длинные столы со скамейками по обе стороны. Изнутри потолок обтянули белыми парашютами, свисавшими по бокам в виде портьер. Типография отпечатала пригласительные билеты, которые разослали во все партизанские бригады Лидской зоны. Командир отряда имени Александра Невского Алексей Бойков направил в штаб соединения портных со швейными машинами для пошива костюмов самодеятельным артистам из парашютного шелка и коричневых мешков, в которых партизанам сбрасывался с самолетов различный груз.
2 мая 1943 года наступил день спектакля. Лесное помещение театра рассчитывалось на 150 мест, но прибыло 300 человек.
Собрались командный состав бригад и отрядов, лучшие бойцы Лидского соединения, все оставшиеся в лагере бойцы комендантского взвода, партизаны из других отрядов, связные, прибывшие по делам в межрайпартцентр, работники разных служб. На премьеру спектакля прибыли также представители подпольного обкома партии и ЛКСМБ Виктор Герасимович и Александр Рыбаков.
Ефим Гапеев произнес краткую вступительную речь. Открылся занавес. И впервые среди лесов и болот Налибокской пущи начался спектакль партизанского театра. Народные мстители, давно не видевшие театральных представлений, под влиянием праздничного настроения и необычной обстановки всю программу сопровождали шумными возгласами одобрения и награждали артистов бурными аплодисментами. Особо нравился зрителям белорусский танец-кадриль «Лявониха» под одноименную народную песню. Динамичный и жизнерадостный, он исполнялся кружением в парах с сольными вариациями и со сменой партнеров.
После удачной премьеры командир соединения Ефим Гапеев направил театр по отрядам и деревням в районы Лидской и других партизанских зон. С этой целью наметили маршруты и обязанности партизанских отрядов по приему артистической труппы, подготовке сцены, широкому оповещению местных жителей о концерте и охране в пути и во время выступлений. Первые гастроли проходили в сложной боевой обстановке, поэтому все актеры были вооружены и готовы в любой момент вступить в бой с врагом. Николай Счеснович в мемуарах так характеризует роль Ефима Даниловича в тех событиях: «Как опытный руководитель, Гапеев понимал серьезность обстановки, ни на минуту не забывал об этом, но внешне был спокоен, как бы говоря своим видом, что все в порядке и можно продолжать веселиться. Глядя на его улыбающееся лицо, все были уверены, что никакая опасность нам пока не угрожает. Так он давал возможность людям немного отдохнуть. Умелое руководство, спокойствие и хладнокровие Ефима Даниловича делали нашу поездку, несмотря на грозящую нам серьезную опасность, приятной и радостной».
Одной из первых для театра была поездка в деревню Барово Ивьевского района – на место стоянки партизанской бригады «Вперед», возглавляемой опытным командиром Борисом Булатом. По его распоряжению, на поляне в лесу была оборудована небольшая сцена, вокруг стояли высокие сосны и рос густой кустарник. По бокам висели разноцветные одеяла, которые обставили мохнатыми елочками. На сосне позади сцены укрепили большое зеркало, раздобыли уголь – единственный грим, которым артисты подрисовывали усы, бородки, чернили брови. Девушки нашли красную бумагу, свеклу и румянили себе щеки и губы. Перед сценой на низких колодках лежало несколько рядов досок для сидения. За два часа до начала спектакля собралась вся деревня, потом пришли строем партизаны. После краткого вступительного слова комиссара бригады Николая Пронькина начался спектакль. Трудно передать то впечатление, какое произвели на зрителей стихотворения «Письма из плена», «Письмо летчика», прочитанные с особыми чувствами артистами. В заключение показывали пьесу о героических буднях партизан, которую по требованию публики повторяли дважды. Затем вышел весь коллектив театра с красными флагами и спектакль закончился.
Артистов театра везде принимали как дорогих гостей, что создавало особую праздничную обстановку: в тяжелые будни партизанской жизни будто врывался светлый луч, и люди на время забывали о тяготах военной поры.
В деревне Кривичи Ивьевского района, где размещался штаб бригады имени С. М. Кирова (командир Сергей Васильев), среди почетных гостей спектакля театра присутствовали братья Иван и Виктор Волчецкие – подрывники партизанского отряда «Октябрьский», действовавшего на территории Новогрудского и Дятловского районов. На их боевом счету несколько десятков пущенных под откос вражеских эшелонов с живой силой и техникой, взорванный железнодорожный мост на перегоне Новоельня – Неман.
Маршрут следования театра составлялся с таким расчетом, чтобы спектакли ни в коем случае не мешали деятельности отрядов и бригад – не отменялись бы боевые операции, выходы подрывных и диверсионно-разведывательных групп и другие мероприятия. В июне 1944 года артисты показали свой спектакль корреспонденту газеты «Правда» Александру Земцову, специально прилетевшему из Москвы.
Гастроли коллектива были завершены в связи с началом Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион». Артисты театра были действительно мужественными и смелыми людьми: представьте себе переход в 20 – 25 километров по труднейшим партизанским тропам, через топкие болота, густой лес, подготовка и спектакль, потом опять переход, иногда переезд и второй показ в тот же день. Во всех деревнях, в которых побывали артисты театра, жителям раздавали газеты и листовки. Население своими глазами видело веселых, жизнерадостных партизан, которые уверенно говорили о скором окончании войны и неминуемом разгроме гитлеровской Германии. Спектакли «Нашего театра» имели важное значение: они поднимали боевое настроение людей, вселяли веру в скорую победу над противником.
За личное мужество и умелое руководство партизанским соединением Лидской зоны Ефим Гапеев был награжден орденами Красного Знамени, Суворова ІІ степени, медалями «Партизану Отечественной войны» І и ІІ степени.
Ефим Данилович часто посещал Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, передал в фонды документы и личные вещи. Один из самых интересных предметов – мешок, в котором летчики сбрасывали грузы для партизан Лидской зоны. В фондовой коллекции сувениров хранится символический ключ от города Лиды, подаренный Ефиму Гапееву в связи с присвоением ему звания «Почетный гражданин города Лиды» и в честь 20-й годовщины Победы советского народа над фашистской Германией.
Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов