Октябрь
Ср
09
2024

«В моей судьбе ты стала главной…»

Сентябрь для ветерана Гомельского отделения Виктора Редько, увлеченного садовода и огородника, – один из самых ответственных месяцев: время сбора урожая и подготовки к зиме. В нынешнем году золотая осень подарила и приятный повод для радости – 75-летний юбилей. Причем праздник получился двойной: красивую дату Виктор праздновал с братом-близнецом Юрием.

Гомель и Минск… Для героя публикации эти города стали главными на карте жизни. В южном областном центре началась его 40-летняя трудовая биография, половину из которой он курировал финансово-экономические вопросы Гомельского отделения. Много лет в пассажирской службе Управления дороги работал брат Юрий. Как известно, связь между близнецами очень крепка. Несмотря на то, что живут они в разных областях, видятся часто. Поэтому с Виктором Григорьевичем встречаемся в Минске.
– Когда в 1985 году возглавил коллектив вокзала станции Гомель, даже предположить не мог, что спустя 30 лет до столицы на поезде можно будет добраться всего за три часа, – отмечает собеседник. – А погода какая стоит! Проведаю родных и вечером обратно: на даче много работы. На помощь младшая сестра Людмила приехала. Видели бы вы, какой у меня урожай чеснока!
Таким же солнечным и теплым днем в 1949 году в селе Кусеи Черниговской области появились на свет два брата-близнеца – Виктор и Юрий. В семье Редько уже подрастал сын Руслан. Конечно, поднять на ноги трех мальчиков-погодков в послевоенное время было очень сложно, но родители радовались от души – помощники растут. А когда родилась младшая сестренка, братья стали для нее защитниками.
В семье с большим уважением относились к образованию. Но путь в науку для братьев оказался в прямом смысле тернист. Ближайшая к дому средняя школа находилась в 10 км в соседней деревне Перепись. Видя неподдельную тягу сыновей к учебе, родители подкопили денег и каждому купили по велосипеду. Когда пришло время определяться с профессией, глава семьи дед Михаил Гордеевич собрал внуков и серьезно расспросил каждого, кто кем себя видит.
– У деда была очень интересная судьба. Он прожил 93 года. Прошел Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны. Был грамотным и в деревне его уважали. Когда после революции начали выделять земельные наделы, жители главным по начислению метров выбрали нашего деда. Знали, что будет все честно, справедливо, – вспоминает герой. – Именно он посоветовал поступать в БИИЖТ, железнодорожникам выдавали форму и кормили. Немаловажную роль сыграла и близость Гомеля к нашей деревне. Практически каждые выходные во время учебы приезжали домой, чтобы помочь родителям.
Первым в город над Сожем отправился поступать Руслан, а через год, в 1966-м и Виктор с Юрой. Все трое выбрали эксплуатационный факультет. Предугадывая мой вопрос, собеседник с улыбкой подмечает, что экзамены, несмотря на внешнюю схожесть, братья-близнецы сдавали каждый сам за себя.
– За пять лет учебы у меня было всего четыре часа пропуска, – отмечает ветеран. – Я получал повышенную стипендию. А по выходным с братьями подрабатывали грузчиками. Жили
в общежитии в комнате по четыре человека. Весело было, интересно. На все хватало время: и учиться, и спортом заниматься. Ходили на праздничные демонстрации, маевки, работали в струдотрядах.

Студенты БИИЖТа братья Редько – Руслан, Юрий и Виктор

Из выпуска БИИЖТа 1971 года только четыре студента получили распределение на Белорусскую магистраль. Среди них и Виктор. Его направили в Минск, а Юрия – в Брянск. Но совсем скоро в их трудовых книжках появились записи из других городов. В Управлении БЖД, изучив документы, Виктора отправили обратно в Гомель – дежурным по парку одной из самых напряженных станций дороги. Юрия через два месяца призвали в армию, он попал в часть под Минском, где и остался после увольнения в запас – устроился на станцию Минск-Сортировочный.
– Я служил практически в столице, в полку связи. Но спустя два года вернулся на станцию Гомель, только уже дежурным по сортировочной горке, – продолжает Виктор Григорьевич. – В то время горка была не механизирована, все операции проводились вручную. Объем работы – очень большой, ответственность – колоссальная. Из-за сильной нагрузки многие не выдерживали, но я был стойким. И через четыре года меня назначили инструктором по подготовке кадров.
За полгода в этой должности Виктор Григорьевич завоевал уважение и авторитет. И в 1976 году его избрали председателем месткома станции.
– Профсоюзный лидер в первую очередь должен обладать терпением, уметь сопереживать и понимать, – делится секретами успеха собеседник. – Важно узнать каждого, проявить себя и завое-вать доверие. Третье условие – готовность жертвовать личным временем.
Эти качества пригодились железнодорожнику, когда в 1985-м ему предложили возглавить коллектив вокзала станции Гомель. Испытанием на профессионализм для молодого руководителя и его подчиненных стал период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Требовалось оперативно и грамотно решать новые задачи, обеспечивать возросшие пассажирские перевозки. Гомельские железнодорожники организовывали вывоз населения, в первую очередь детей из пострадавших районов на оздоровление. Их принимали здравницы всего Советского Союза – от Кавказа до Подмосковья. Составы шли из Прибалтики, Екатеринбурга, Алма-Аты, Саратова и городов Западной Сибири… В графике движения был предусмотрен пропуск «чернобыльских» поездов из Гомеля до станций назначения. Как только становилось известно точное количество путевок, руководство отделения готовило телеграмму в Москву и на конкретную дату назначали поезд.
– Составы приходили по 25 вагонов. Один отправлялся, второй уже был на подходе. Вокзал напоминал пчелиный улей. В залах ожидания круглосуточно толпился народ: командировочные, местные жители, родители провожали и встречали детей, – вспоминает Виктор Григорьевич. – Чтобы немного разгрузить кассы, в разных районах города открыли дополнительные «окошки» по продаже билетов для организованных групп.
Параллельно с «чернобыльскими» вопросами решались другие производственные задачи. При Викторе Редько на вокзале заработала система визуальной информации «Визинформ», появлению которой предшествовала масштабная подготовительная работа по прокладке необходимых коммуникаций для подключения табло, на которые выводились данные о поездах и наличии свободных мест.
Начальник вокзала – это не просто руководитель, который контролирует работу сотен человек и огромного, круглосуточно функционирующего комплекса. Он – главный человек, к которому за помощью идет со своей проблемой пассажир. «Почему задерживается поезд с детьми из Москвы?», «Нам бы билетик до Гродно. Очень нужно…», «Товарищ начальник! У меня украли вещи и деньги!» – двери его рабочего кабинета всегда были открыты для посетителей. За пять лет в этой должности он выслушал немало житейских историй и никогда не отмахивался от просьб, всегда входил в положение и старался помочь.
– Успел очень хорошо изучить людей. Мог с первых минут определить энергетику человека, с каким настроением он пришел, обманывает или действительно есть проблема. Пару раз даже за свои деньги покупал людям билеты. Жизнь ведь не идет ровно и гладко, всякое может случиться и помогать нужно всегда, – уверен собеседник.
Следующей главой трудовой биографии стал июнь 1992 года, когда железнодорожник возглавил финансово-экономический отдел Гомельского отделения. Новая должность с первых дней потребовала еще большей ответственности и самоотдачи, профессионализма, умения быстро принимать правильные решения и работать в режиме многозадачности. Время требовало разработки и внедрения прогрессивных подходов бизнес-планирования в условиях жесткого дефицита финансовых средств и снижения объемов работы. Работники Гомельского отделения одними из первых стали реализовывать эффективные системы, увязывая их и с вопросами налогообложения и приобретения по низким ценам товаров и услуг для нужд основной деятельности. Несмотря на снижение объемов перевозок, новые рабочие места создавали за счет развития других видов деятельности, в частности, – подсобно-вспомогательной. Возникающие вопросы свое-временно решали в том числе и благодаря специалистам финансово-экономического корпуса под руководством Виктора Редько.

Виктор Редько за добросовестный труд удостоен знака «Выдатнік Беларускай чыгункі», Почетной грамоты Министерства путей сообщения СССР.

Стальная магистраль стала главной дорогой для семьи Редько. Старший брат Руслан Григорьевич стоял у истоков создания ГП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр», где много лет был заместителем директора. Юрий Григорьевич трудился заместителем начальника пассажирской службы Управления БЖД. Оба являются почетными железнодорожниками. Более 50 лет посвятила БелГУТу супруга Виктора Григорьевича – Лариса Александровна. Их дочь Наталия трудится в финансово-экономической службе Управления  БЖД, а зять Василий Козка – в ЦУПе. Радует успехами внук Никита – третьекурсник БНТУ.
Выйдя в 2010 году на заслуженный отдых, Виктор Григорьевич посвятил себя земледелию. Посадка, уход и особенно сбор урожая приносят ему истинное удовольствие. Родные этот энтузиазм понимают и разделяют: ухаживают за своими огородами и братья. Руслан Григорьевич к тому же еще увлекается пчеловодством.
– Я на даче провожу практически все время: приезжаю ранней весной и завершаю сезон с заморозками. Земледелие – это целая наука: нужно хорошо разбираться в почвоведении, растениеводстве, рациональном использовании почв. Собрал большой архив вырезок из газет на эту тему, изучал перспективные методики. С интересом читаю рубрику «Сад и огород», которая публикуется в отраслевой газете, – говорит собеседник. – Мне с детства нравилось трудиться в огороде. Горжусь, что родился и вырос в крестьянской семье. Своими руками построил дом, облагородил участок. Здесь я черпаю силы и заряжаюсь энергией.

Лидия СТАШКЕВИЧ

Яндекс.Метрика