Оршанская кузница кадров
В октябре Оршанскому колледжу – филиалу БелГУТа исполняется 95 лет. За долгую историю в этой кузнице кадров подготовили около 30 тыс. специалистов для железной дороги и других отраслей. Здесь сохраняют лучшие традиции прошлого и оперативно реагируют на требования нового времени.
Всегда на высоте
Железнодорожный техникум в Орше открылся в 1929 году на базе школы фабрично-заводского обучения. Изначально в нем готовили помощников машиниста паровоза и дежурных по станции. Сперва будущие железнодорожники жили и учились в большом деревянном здании, на месте которого сейчас находится автовокзал. Об этом периоде напоминают архивные фото, размещенные в музее истории учебного заведения. В экспозиции также портреты выпускников и педагогов, орудия труда железнодорожников.
– Нынешние корпуса были сданы в эксплуатацию в 1938 году, – проводит экскурсию по музею преподаватель спецдисциплин колледжа Тамара Бобрик. – Мало кто знает, но по своим очертаниям наше здание напоминает самолет. Тогда все, связанное с авиацией, было очень популярно.
С тех пор энергия полета, воплощенная в архитектуре, как будто вдохновляет преподавателей и учащихся, стимулирует их всегда и во всем быть на высоте. И такое усердие приносит впечатляющие результаты: многие выпускники внесли весомый вклад в развитие стальной магистрали. Именно здесь путевку в профессию получили, в частности, будущие начальники Белорусской железной дороги Евгений Юшкевич, Евгений Володько, Василий Гапеев и Владимир Жерело, министр путей сообщения СССР Иван Павловский, ректор БИИЖТа (нынешнего БелГУТа) Петр Грунтов.
Важные этапы профессионального становления в Орше прошли и многие нынешние руководители и специалисты служб Управления Белорусской магистрали и обособленных структурных подразделений.
Осознанный выбор
Если изначально на дневном отделении оршанского техникума готовили по двум специальностям, то теперь уже по четырем: «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте», «электроснабжение на железнодорожном транспорте», «железнодорожный путь и путевое хозяйство», «промышленное и гражданское строительство». С 1964-го здесь обучают еще и заочников. На двух отделениях сейчас получают образование около 800 человек.
Первокурсница Анастасия Шатько – одна из тех, кто решил начать путь в профессию именно в Оршанском колледже – филиале БелГУТа. На выбор повлиял ее отец-железнодорожник.
– Строительство, энергетика, путейское дело – это больше подходит для парней, – рассуждает девушка. – А я отдала предпочтение хозяйству перевозок. В дальнейшем могу работать, например, дежурным по станции.
Анастасия только начала обучение, но уже вошла в ритм занятий и может поделиться опытом с теми, кто решит поступать сюда в следующем году. По ее словам, абитуриентам нужно хорошо обдумать выбор профессии и быть готовым к напряженной учебе, где общеобразовательные дисциплины преподают в ускоренном режиме. А еще важно проявлять свои таланты в общественной жизни колледжа.
Такие рекомендации поддерживает и четверокурсник, будущий путеец Аркадий Жидко.
– Нужно выбирать профессию обязательно по душе, – считает он. – Если стараешься, стремишься вникать в особенности технологий, то и в учебе не будет проблем.
Он отдал предпочтение путейскому делу тоже по совету отца-железнодорожника. На занятиях узнал много важного и полезного о магистрали и нюансах будущей профессии, применил теорию на производственной практике, получил первую зарплату. По его словам, путейский труд – дело не из легких, особенно зимой. Но если стараться, ответственно подходить к нему, то все обязательно получится.
Кадры решают все
Качество подготовки кадров для магистрали в значительной степени зависит от компетентности и мастерства преподавателей. В коллективе колледжа почти 40 педагогов. И у многих из них большой профессиональный опыт.
Например, Елена Шаркович трудится здесь более 30 лет. В последнее время преподает спецдисциплины, связанные с СЦБ. Она знакомит будущих железнодорожников с автоматизированными системами управления на магистрали, системой регулирования движением поездов.
– В моей работе важно не только передать профессиональные знания, но и пробудить интерес ребят к профессии, мотивировать их к ответственному и эффективному труду, – считает она.
Александр Купава преподает в колледже около 20 лет. О телемеханике он знает многое и щедро делится своими знаниями с учащимися. Однако технологии не стоят на месте, системы передачи данных совершенствуются. Поэтому и преподавателям приходится тоже постоянно учиться, повышать квалификацию.
Едва ли не половина нынешнего преподавательского состава колледжа в свое время получила диплом именно этого заведения. Из их числа и Тамара Бобрик.
– Я с детства мечтала стать учительницей, – рассказывает она. – Окончила оршанский техникум в олимпийском 1980 году. Затем отучилась в БИИЖТе (нынешнем БелГУТе) и вот уже около 25 лет преподаю в этом колледже.
Первые шаги в профессию из этого учебного заведения сделала и Наталья Пашковская. Она больше 10 лет работала на дороге, а после вернулась в колледж, но уже в качестве преподавателя. Педагог знакомит со спецификой железнодорожных профессий не только своих учащихся, но и ребят из транспортных классов двух оршанских школ.
– Помню, как мне нелегко давались новые знания, – отмечает она. – Поэтому сейчас сама стараюсь рассказывать максимально подробно и объяснять на понятном молодежи языке.
Директор колледжа Елена Козлова – тоже выпускница этого учебного заведения. В 1984-м она получила диплом и два года работала дежурным по станции Толочин. Затем вернулась в родной техникум уже в статусе преподавателя, а в 2005-м возглавила коллектив.
– В преподавательской деятельности я использую методологические наработки прежних поколений, например, Инны Всеволодны Гриншпун, у которой мне посчастливилось учиться, – отмечает Елена Николаевна. – Мы опираемся на лучшие традиции прошлого и внедряем передовые технологии. А еще заботимся о сохранении в колледже доброжелательной атмосферы, в которой комфортно и преподавателям, и учащимся.
Еще ближе к производству
– Мы прилагаем усилия для того, чтобы после получения диплома на дорогу пришел специалист не только высококвалифицированный, но и ответственный, добросовестный, инициативный, – рассказывает директор оршанского колледжа Елена Козлова.
С учетом требований времени в колледже постоянно совершенствуется материально-техническая база. Например, с 2015 года при ощутимой поддержке БЖД здесь обновлено около 90% учебно-лабораторного оборудования, учебных стендов, компьютерной и оргтехники. Кроме того, отремонтированы кровли учебного корпуса, спортивного зала и общежития, модернизированы более 20 учебных кабинетов и лабораторий.
Учащиеся регулярно посещают станции, различные предприятия дороги, с большим интересом изучают работу Центра управления перевозками. На производственной практике применяют полученные теоретические знания, получают ценный опыт взаимодействия в трудовом коллективе. Благодаря этому после получения диплома они быстрее и эффективнее адаптируются на рабочем месте.
При этом в колледже думают и на перспективу. Например, с представителями Минского, Могилевского и Витебского отделений уже анализируют возможную потребность в кадрах на 2029-й – знаковый для колледжа год, когда ему исполнится 100 лет.
А пока Оршанский колледж – филиал БелГУТа готовится отметить 95-летие. Праздник запланирован на 1 ноября 2024 года. В местном доме культуры железнодорожников состоится торжественное собрание, а в учебном заведении будут организованы экскурсии и концертная программа, подготовленная учащимися. На них пригласят многочисленных гостей, особенно будут рады выпускникам, каждый из которых – часть славной истории этой кузницы кадров Белорусской магистрали.
Руслан АНАНЬЕВ