Профессия на всю жизнь
Быть профессиональным журналистом – значит быть интеллектуалом, всегда находиться в гуще событий, уметь их анализировать и делать выводы, а также доносить все это до людей. Именно эти качества всегда были присущи Наталии Хлебус – в прошлом заместителю главного редактора газеты «Железнодорожник Белоруссии». Журналистике она посвятила почти 45 лет своей жизни, а завтра отметит и персональную круглую дату.
На страницах отраслевого издания она публиковала производственные материалы (вела тему рационализаторства), заметки о событиях общественно-политической жизни, работала над рубриками «Колесо истории», «Непознанное», «Наше здоровье», «Календарь рыболова», благодаря чему завоевала авторитет среди читателей и внесла заметный вклад в развитие отраслевого издания.
– Когда-то нас учили всегда удивлять читателя. Если событие неинтересно журналисту, оно не «зацепит» никого. И я с этим полностью согласна. Журналистика – дело всей моей жизни, – с этих слов юбиляра и началась наша беседа.
Что такое быть верной выбранной профессии, она знает не понаслышке: отец Василий Марьянович долгие годы трудился дорожным мастером в Главном управлении шоссейных дорог. Девочка родилась в деревне Забрезье, что недалеко от станции Воложин. Она часто слышала гудки паровозов и даже чувствовала запах железной дороги.
– Когда я была в первом классе, мы переехали в Кустанайскую область Казахстана, а затем и в Челябинскую, – продолжает юбиляр. – Там отец устроился работать путевым обходчиком. Жили мы в восьмиквартирном доме на разъезде Катенино, что недалеко от станции Тамерлан Южно-Уральской железной дороги.
Наталия Васильевна вспоминает беспрерывные вереницы грузовых и пассажирских составов да рабочий поезд, который доставлял железнодорожникам необходимые продукты. Его почему-то называли «трунькой».
Через несколько лет семья вернулась в родные места. Наталия пошла уже в шестой класс и понемногу начала интересоваться творчеством. В своем первом стихотворении девочка с восторгом писала о родном крае. После его публикации в районной газете «Працоўная слава» ей даже выплатили гонорар в размере 97 копеек. Кто-то посоветовал бросить монетки в водоем – на удачу, чтобы обязательно пришел творческий успех. Девочка так и сделала. Потом, конечно, ее одолевал соблазн достать деньги со дна небольшого родника, ведь в школьном буфете пончик стоил всего три копейки, а булочка – пять. Но Наташа так и не решилась, твердо веря, что у нее все получится.
Она начала заниматься в школе юнкоров при районной газете. Однажды ей поручили написать материал об участнике войны, который жил в их деревне. Этот номер со своим материалом хранит до сих пор. А желание писать только усиливалось. Поэтому, окончив школу с отличием, она поступила на факультет журналистики БГУ. После получения диплома (кстати, тоже красного) по направлению пошла работать редактором редакции информации Белорусского радио.
– Для меня это было очень почетно и ответственно! Именно радио стало первой школой профессионального мастерства, – говорит Наталия Васильевна. – Было много командировок, но особенно запомнилась одна. В колхоз на Витебщине мы приехали для подготовки материала о комбайнере-передовике. Когда беседа с ним подошла к концу, рядом на поле вдруг приземлился вертолет. Из машины вышел мужчина высокого роста в длинных рыбацких сапогах. В нем мы узнали руководителя республики Петра Мироновича Машерова. Он направился к нам и, пожав руки, с улыбкой произнес: «Работаем! Успехов вам!». И дальше уже начал разговор с комбайнером, интересуясь ходом уборки урожая.
Много лет Наталия Хлебус работала в редакции вещания на зарубежные страны: сначала в должности комментатора, а затем и заместителя главного редактора. Возглавляла она и радиостанцию «Беларусь». И если до ее прихода вещание велось на белорусском и немецком языках, то потом передачи стали выходить также на русском и английском.
В газету «Железнодорожник Белоруссии» Наталия Васильевна пришла в 2003 году сразу на должность заместителя главного редактора. К тому времени за ее спиной уже был внушительный опыт – как профессиональный, так и опыт руководства коллективом. Кроме того, она являлась лауреатом конкурса Белорусского союза журналистов «Золотое перо». Однако будучи новичком в железнодорожной сфере, Наталия Хлебус изучала все, что касается функционирования магистрали.
– Сильное впечатление тогда на меня произвели исполнительская дисциплина, четкость постановки задач и контроль их исполнения, – делится мыслями Наталия Васильевна. – С технико-экономических советов и селекторных совещаний, на которых мне доводилось присутствовать для подготовки материалов, я уходила с чувством большого уважения к железнодорожникам. Ведь они очень ответственно относились к делу, всегда высказывали личное видение решения тех или иных проблем. А еще мы ощущали постоянное внимание к отраслевой газете со стороны руководства, а также отдела идеологии и социально-культурной работы Управления БЖД. Но самое главное, что меня впечатляло и вдохновляло, – это труженики магистрали, их удивительные судьбы и преданность профессии. Писать о них всегда было интересно. Зачастую одной газетной полосы было катастрофически мало, чтобы раскрыть внутренний мир этих замечательных людей.
Коллектив редакции газеты «Железнодорожник Белоруссии» от всей души поздравляет Наталию Васильевну ХЛЕБУС с юбилеем и благодарит за многолетний плодотворный труд! Желаем здоровья, душевного спокойствия и уверенности в завтрашнем дне, счастья, добра, мирного неба над головой Вам и Вашим близким!
В 2005 году главным редактором издания стал Игорь Савостенко – человек, обладающий профессиональным чутьем и художественным вкусом. Наталия Васильевна вспоминает, что тогда же коллектив пополнили молодые сотрудники Дмитрий Клус, Татьяна Лесникова, Лидия Сташкевич, Наталия Пташинская, Юлия Шавейко и Татьяна Якимец – люди целеустремленные и очень увлеченные своим делом. Все они до сих пор работают в газете, а некоторые редакцию сейчас возглавляют.
– К своему 70-летию, которое мы отметили в 2006 году, газета подошла серьезно обновленной. Изменения коснулись оформления, а также объема и содержания, – вспоминает журналист. – Появились, к примеру, новые производственные рубрики, очень оживили отраслевое издание материалы из области науки, культуры, спорта. Кропотливая работа всего коллектива принесла ожидаемые и очень положительные результаты: к 2006 году тираж вырос с 18 тыс. экземпляров до почти 32 тысяч, а к началу 2009-го – и до 37 тысяч. Это было очень приятно!
Тогда же по итогам II Национального конкурса печатных средств массовой информации «Железнодорожник Белоруссии» впервые вошел в тройку лучших отраслевых изданий страны и был награжден дипломом «За успешный дебют». А его сотрудники становились победителями различных республиканских конкурсов.
За многолетний добросовестный труд Наталия Хлебус удостоена знака «Выдатнік Беларускай чыгункі», нескольких Почетных грамот Белорусской железной дороги и Министерства транспорта и коммуникаций, имеет звания «Заслуженный журналист», «Заслуженный журналист-наставник», а также Почетные грамоты Белорусского союза журналистов.
Гордится Наталия Васильевна и сыном Константином: вот уже 15 лет он работает программистом в Главном расчетном информационном центре дороги. На заслуженном отдыхе ветеран по-прежнему интересуется жизнью магистрали. Она частый и всегда желанный гость коллектива редакции. А о своей работе в «Железнодорожнике…» говорит: «Эти годы стали для меня временем больших творческих открытий и поиска того, как сделать газету ярче и лучше. Чтобы читатель, открыв любой номер, с огромным интересом прочитал ее от начала и до конца. Этого я желаю нынешнему коллективу редакции!»
Руководство Белорусской железной дороги, Объединенная отраслевая профсоюзная организация железнодорожников и транспортных строителей, Организация ветеранов БЖД от всей души поздравляют Наталию Васильевну ХЛЕБУС с юбилейной датой – 70-летием! Желают крепкого здоровья, бодрости духа, семейного благополучия и долгих лет жизни!