Без локомотива – никуда!
Работа представителей этой профессии, как говорится, не на виду. А между тем от них во многом зависит эффективное использование тягового подвижного состава. Например, под пристальным вниманием локомотивного диспетчера отдела перевозок Елены Авдеенко все Могилевское отделение.
Каждая смена требует максимальной отдачи, сосредоточенности, высокого уровня ответственности. За время разговора Елена Анатольевна неоднократно повторит: «Работа у нас очень непростая». И несмотря ни на что, этой профессии она посвятила 21 год из своих 37 железнодорожных лет.
– Время пролетело так незаметно, – улыбается Елена Авдеенко. – Кажется, будто совсем недавно окончила Оршанский техникум железнодорожного транспорта и пришла на станцию Могилев-1. А между тем это было в 1987 году! Начинала дежурным по парку, потом стала дежурным по станции. А с 2003-го я – локомотивный диспетчер отдела перевозок Могилевского отделения.
У Елены Анатольевны, уроженки Бобруйского района, на магистрали трудились отец и сестра. Она также остановила свой выбор на железной дороге, очень хотела управлять движением.
– Все движенцы трудятся на общий результат, но в работе локомотивного диспетчера своя специфика. Например, нужно уметь планировать на перспективу, да и масштабы – станция и отделение – разные. Так что первое время на новом месте мне было непросто. Но помогли старшие коллеги, в частности, Валентина Ивановна Лукашик. Очень опытный специалист, не раз побеждала в профессиональном конкурсе, а сейчас она на пенсии. Да и я сама присматривалась, училась. Со временем приобрела опыт. Сегодня уже могу прийти, глянуть и сразу оценить объем работы, что куда отправить.
Елена Авдеенко призналась, что оперативная работа ей по душе, нравится решать возникающие вопросы. «Когда все идет ровно и стабильно – это хорошо, значит на всех этапах железнодорожники сработали грамотно. Но техника порой может преподнести «сюрприз». Неприятно, но к таким ситуациям я отношусь философски, расцениваю как еще одну возможность проявить себя и свои способности, сделать так, чтобы локомотив оказался в нужное время в нужном месте», – улыбается Елена Анатольевна. Она владеет информацией о дислокации того или иного локомотива в данный момент, о его технических характеристиках. От ее профессионализма зависит подбор тягового подвижного состава к сформированному поезду и наличие в нем обкатанной локомотивной бригады. Под контролем также продолжительность непрерывной работы машиниста и его помощника. Все это позволяет максимально повысить эффективность труда, сократить издержки рабочего времени и простой техники. Локомотивный диспетчер контролирует движение локомотивов в пределах обслуживаемого участка, следит за соблюдением сроков их ремонта, планового технического обслуживания (ТО-2, ТО-3, ТР). При возникновении внештатной ситуации (поломка или повреждение) на этом специалисте лежит обязанность оперативно заменить неисправную технику. И Елена Авдеенко должна знать, где и как задействованы локомотивы, чтобы без угрозы для общего производственного процесса провести замену и обеспечить выполнение первоочередных работ.
– Когда все идет своим чередом, про нас редко вспоминают. Но если где-то вдруг остаются без локомотива – сразу к нам. Да, поездной диспетчер ведет состав по участку, но ведь кто-то же должен этот поезд собрать, обеспечить его движение в целом, – рассказывает Елена Анатольевна. – В каждом узле свой парк локомотивов, которые задействованы и в передаточно-вывозном движении, и в маневровой работе… С учетом постановки и выхода из ремонта планируем их под конкретный вид деятельности в зависимости от мощности, например. Есть же разница между ЧМЭ3, М62, ТГМ и 2ТЭ10М? Оперативность – это всегда непросто. Решать вопросы нужно очень быстро, особенно с пассажирскими поездами. Если состав пришел на станцию, а с локомотивом что-то не в порядке, то пути решения ищем и я, и поездной диспетчер, и дежурного по отделению можем привлечь. Главное – результат и соблюдение графика движения.
Свое профессиональное мастерство локомотивный диспетчер Елена Авдеенко подтверждала дважды, участвуя в конкурсе «Лучший по профессии», и в 2021 году стала его победителем. Время она мерит не только годами, но и людьми. Это ученики, с кем делилась своими знаниями и опытом, а также те, с кем трудилась ранее и работает сейчас на протяжении каждой смены.
– Все мы прежде всего люди, и у каждого свой характер. Мы рождаемся, растем, формируемся как личность, а уже потом становимся машинистами, диспетчерами или еще кем-то. Поэтому стараюсь ко всем относиться с уважением, вежливо. Нужно сохранять спокойствие, и тогда всем будет хорошо, – уверена Елена Анатольевна. – Я вообще считаю, что движенцем надо родиться. В моем случае, видимо, так и получилось. Я не боюсь этой работы, столько лет прошло, а она мне до сих пор нравится.
Елена ВЕТРОВА