Профессия как призвание
Машинист тепловоза локомотивного депо Гомель Евгений Веренич и его помощник Роман Король к победе в нынешнем дорожном соревновании среди молодежных локомотивных бригад относятся философски, а признание профессионализма считают не поводом останавливаться на достигнутом. Даже наоборот – стимулом совершенствоваться и оттачивать мастерство.
Неоднократно замечала, что при разговоре с двумя собеседниками активнее отвечает на вопросы кто-то один. В тандеме Веренич – Король все иначе: ребята не просто дополняют друг друга, но и делятся жизненными и профессиональными наблюдениями. Так и в работе – действуют как единый механизм. Вместе проехали не одну тысячу километров. И за это время научились взаимопониманию даже не с полуслова – с одного взгляда и кивка. Все дело, объясняют, в едином настрое: «На железной дороге надо всегда быть начеку. Машинист и его помощник, уже заходя в депо и заступая в рейс, должны быть спокойны и собраны. И мы оба это знаем».
На вопрос, за счет чего удалось добиться столь высокого уровня мастерства, молодые люди отвечают развернуто и вдумчиво. Они легко облекают мысль в стройные формулировки, чередуя их строками из песен Высоцкого и изречениями китайских философов. Сразу понимаешь, что перед тобой люди начитанные, разносторонние, неординарные и склонные жить осознанно.
– Слагаемые успеха достаточно просты – надо любить дело, уважать коллег и работать над собой: постоянно развиваться, читать входящую документацию, быть в курсе изменений норм и инструкций, и правила ПТЭ повторять тоже будет не лишним, – продолжает Евгений. – Важно обращать внимание на мелочи, доходить во всем до сути, не бросать начатое на полпути. Опять же семейное положение сказывается на нашем настроении. Если дома все в порядке, тебя понимают, то нет причин для душевного раздрая, нормально отдыхаешь, набираешься сил и потом сосредоточенно, стабильно хорошо работаешь. Большое спасибо за понимание моей супруге. Когда я на работе, она никогда не звонит, не беспокоит. Концентрация очень важна, потому что главные враги в работе машиниста – спешка, невнимательность, нервозность.
На Белорусской железной дороге трудится немало тех, кто влюбился в магистраль, как говорится, с первого взгляда, даже мало зная о ней. Вот как Евгений Веренич. Желание стать машинистом тепловоза у него появилось… на свадьбе родных.
– Я тогда только вернулся из армии. И на семейном застолье встретился с дядей, который работал в локомотивном депо Лунинец. Он мне рассказал о предприятии, об обязанностях машиниста: ты все время в пути, тяжело, но интересно, каждая поездка – новые впечатления. Вдохновленный услышанным, я устроился слесарем по ремонту подвижного состава в депо, а через пару месяцев предложили пойти на курсы в дортехшколу, – вспоминает Евгений. – В 2012-м получил права помощника машиниста тепловоза и дизель-поезда.
Через три года продолжил учиться и получил документ на право управления локомотивом. Юноша с блеском выдержал все испытания и, пройдя обкатку, в 2015 году самостоятельно повел тепловоз. Начинал в грузовом движении. Без отрыва от производства окончил БелГУТ и в 2018-м перевелся в локомотивное депо Гомель.
Нынешнее лето для Евгения Веренича выдалось особенно насыщенным: он заменял машинистов-инструкторов на время их отпусков или больничных. Должность ответственная, требующая опыта, хороших знаний документов и инструкций, ведь приходится отвечать за предрейсовую подготовку, уровень знаний машинистов и помощников доверенной колонны, в которой около 50 человек.
На смену локомотивная бригада заступает задолго до выхода в рейс. У них есть время непосредственной работы (ведения поезда) и подготовительно-заключительное, еще называемое «накладным». Оно включает в себя приемку и сдачу локомотива, и все остальное: от явки до сдачи маршрута, помимо затрат на непосредственное ведение поезда или проведение маневровой работы.
– Это только на первый взгляд кажется, что профессия машиниста несложная. Однако важно чувствовать состав, знать, когда вовремя снизить скорость, когда прибавить, как наиболее грамотно пройти различные участки пути, – отмечает Евгений. – Свои особенности есть в управлении локомотивом летом в жару и в морозную зиму. Немаловажное значение имеет экономия топлива и другие факторы.
– Поезд постоянно находится, как поется в песне Высоцкого, «на семи лихих, продувных ветрах». Например, зимой из-за прилипания снега и образования льда на тормозных колодках снижается коэффициент трения в начальный период торможения. Поэтому при снегопадах, снежных заносах необходимо выполнять предварительное торможение для удаления налипшего, – объясняет Роман Король. – И во время движения локомотивная бригада постоянно контролирует состояние всех систем и узлов. Каждые 20 минут помощник машиниста проводит осмотр дизельного помещения, следит за показаниями приборов на панели. Когда состав входит в кривую, в зеркала или через окно осматриваем тепловоз и вагоны с внешней стороны. Обязанностей во время рейса очень много. Но главная наша задача – довести поезд до пункта назначения, обеспечив безопасность движения. Древнекитайский философ Лао-цзы когда-то говорил: «Да-же если меч придется применить лишь раз в жизни, он стоит того, чтобы носить его всю жизнь». Успех в работе в первую очередь зависит от глубоких теоретических знаний ПТЭ. Важно хорошо знать технику, на которой выходишь в рейс, и если случится сбой в работе локомотива, уметь быстро найти выход из нестандартной ситуации.
Трудовая биография Романа Короля – яркий пример, как надо стремиться к своей мечте, невзирая на «подножки» судьбы. Еще в детстве понял, что хочет изучать тепловозы, и после 10 класса сделал первый шаг к стальной магистрали. Тогда он не поступил в отраслевой колледж, не прошел по конкурсу и в железнодорожный лицей.
– Зато с первого раза после школы поступил в БелГУТ, представляете? – с улыбкой отмечает собеседник. – Правда, через два года по семейным обстоятельствам перешел на заочное отделение.
В 2018 году в его трудовой книжке появилась первая запись о приеме на работу – слесарем по ремонту подвижного состава локомотивного депо Гомель.
Руководство быстро разглядело серьезный настрой и крепкий мужской характер молодого человека, ответственный подход к делу и скрупулезность. Поэтому вскоре Роману предложили пойти учиться в Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Блестяще сдав экзамены, он получил права помощника машиниста тепловоза и допуск к работе. В планах, конечно же, пересесть за правое крыло.
– Вообще, конкурс «Лучший по профессии» самим своим названием говорит о том, что тебе доверяют, – рассуждает Роман Король. – И это оказанное доверие надо стараться оправдать. Не допускать расхлябанности, добросовестно относиться к своим обязанностям, быть всегда в тонусе. Для меня примерами являются машинисты «старой школы». Они с честью и достоинством носят железнодорожную форму, знаки отличия, всегда опрятны, свежевыбриты. Просто надо предъявлять к себе определенные требования. Это нетрудно, если воспринимаешь свою профессию как призвание.
Евгений и Роман не только добились профессиональных высот, но и проявили себя в общественной жизни: принимают активное участие в различных патриотических и благотворительных акциях, культурных и спортивных мероприятиях. Признаются, что свободного времени обычно мало – работают в грузовом движении и праздники зачастую проводят в рейсе. Поэтому в выходные стараются побыть с родными.
– С супругой растим двоих детей. А лучший способ восстановить силы для меня – отдых на природе, с удочкой и ночевкой в палатке, – отмечает Евгений.
– Поддерживаю. Я, правда, рыбак слабый. Но зато очень вкусно готовлю шашлыки по собственному рецепту, – улыбается Роман. – А еще увлекаюсь обработкой металла и мечтаю оборудовать собственную мастерскую. Потихоньку обзавожусь инструментами. К тому же занимаюсь моделированием: по схемам, фотографиям и книгам изучаю серии паровозов и создаю их мини-копии. Не всегда хватает на это времени, поэтому модели пока в состоянии «аль-денте». Поговорим об этом уже в другой раз, когда работы будут готовы, и я смогу их вам показать.
Лидия СЕРГЕЕВА