Качество, надежность, безопасность
В нынешнем году профессиональный праздник специалистов в данной области прошел под девизом «Общее видение для лучшего мира. Стандарты для достижения Целей устойчивого развития». Основное внимание было сфокусировано на девятой Цели – «Индустриализация, инновации и инфраструктура» с акцентом на использование искусственного интеллекта.
Большое значение для любой организации имеет качество производимых товаров и оказываемых услуг. Особенно в текущем году, объявленном главой нашего государства Годом качества. На Белорусской железной дороге эти вопросы всегда были и остаются на особом контроле. Год от года наша стальная магистраль совершенствует свои технологические процессы, требования и правила по обеспечению безопасного движения поездов, перевозки пассажиров и грузов, технологической и информационной совместимости. Все эти направления развития весьма созвучны веяниям времени, они позволяют железнодорожному транспорту сохранять конкурентоспособность, укреплять положительный имидж БЖД.
Когда говорят о качестве транспортной услуги в железнодорожной сфере сегодня, подразумевают не только ее внутренние процессы, эффективность организации эксплуатационной работы, ремонтов и текущего содержания инвентарного парка и инфраструктуры, но и грамотное взаимодействие БЖД с внешней деловой средой: государством, как с регулятором и заказчиком, со странами ЕАЭС, государствами – членами Совета по железнодорожному транспорту, производителями подвижного состава и поставщиками комплектующих, а также с конечными потребителями перевозки – грузоотправителями и пассажирами.
Оказывая некачественную услугу, транспортная организация не только теряет текущую прибыль, но и доверие клиентов. Поэтому так важно осуществлять надлежащий контроль и конечной услуги, и самих технологических процессов, обеспечивающих это качество.
На БЖД продолжается углубление автоматизации технологических процессов.
Развитие в данном направлении позволит удовлетворить возрастающие потребности участников перевозочного процесса в получении транспортных услуг посредством информационных систем и платформ на основе цифровых технологий, поспособствует повышению безопасности и конкурентоспособности стальной магистрали. Для успешного перехода к полной цифровизации потребуется реализация серии программ, направленных на цифровую трансформацию транспортного комплекса, и формирование стандартов.
В настоящее время проводится модернизация портативных билетопечатающих машин (модернизировано 122 единицы), обеспечивающих их совмещение с терминалом для приема платежей по банковским платежным картам и устройством контроля проезда (лазерным считывателем двухмерных кодов). Продолжается работа по совершенствованию программно-аппаратных комплексов терминалов самообслуживания, что позволит реализовывать проездные документы на чековой термоленте на поезда с нумерованными местами (сейчас тестируется опытный образец). Актуализируются требования к служебному персоналу для определения порядка обслуживания потребителей транспортных услуг. Все эти этапы неразрывно связаны с развитием железнодорожной стандартизации. И чем прогрессивнее требования стандарта, тем более конкурентоспособной становится продукция или оказываемая услуга.
Сложившаяся внешнеполитическая и экономическая обстановка способствует стремлению к унификации требований, предъявляемых не только к подвижному составу, но и к оказываемым услугам. В связи с этим специалисты службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством совместно с профильными службами Управления БЖД в нынешнем году пересматривают государственные стандарты: СТБ 1493-2004 «Услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожном транспорте. Общие требования», СТБ 1494-2009 «Услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте при перевозке грузов. Общие требования».
В целях сохранения положительного опыта службой стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством в текущем году пересмотрены Правила организации работ по стандартизации на Белорусской железной дороге.
Это стало позитивным изменением в развитии стандартизации на железнодорожном транспорте, поспособствовало совершенствованию системы нормативного обеспечения деятельности по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава, его узлов, средств инфраструктуры. В Правилах обновлен используемый терминологический аппарат, установлен порядок формирования и ведения фонда нормативно-технических документов, актуализированы требования к процедуре разработки и внесения изменений в них, пересмотрены подходы к планированию данной деятельности.
Перспективным направлением функ-ционирования профильной службы является проведение семинаров на тему «Организация работ в области стандартизации, метрологического обеспечения и входного контроля на Белорусской железной дороге». На таких мероприятиях специалисты службы освещают вопросы технического регулирования на железнодорожном транспорте, организации работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и входному контролю поступающих товарно-материальных ценностей на предприятиях дороги. Такие семинары уже состоялись на базе Минского, Гомельского, Могилевского и Витебского отделений Белорусской магистрали. До конца года они пройдут в Барановичском и Брестском. Семинары уже доказали свою востребованность, поскольку они являются эффективной площадкой для профессионального общения специалистов отрасли, демонстрации достижений в области железнодорожной стандартизации и обмена опытом.