«Курс на качество. Путь развития»
Тематическая выставка под таким названием открылась в Управлении Белорусской железной дороги 14 октября ко Всемирному дню стандартизации и в рамках мероприятий, приуроченных к Году качества, объявленному в нашей стране.
Организатором выступила служба стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством при участии отдела идеологии и социально-культурной работы, а также Центра научно-технической информации БЖД.
Экспозиция отражает историю становления железнодорожной стандартизации, развитие системы управления качеством на стальной магистрали нашей республики. Здесь также представлена информация о проводимых в советское время социалистических соревнованиях, движении новаторов и передовиков на просторах МПС СССР и на Белорусской железной дороге. Особо выделена хронология изданий Правил технической эксплуатации разных лет.
Открывал выставку начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Владимир Фролов. Он напомнил, что 2024-й объявлен в Беларуси Годом качества, а также об утвержденном в нашей стране Государственном знаке качества, который присуждается лучшей отечественной продукции. Он представляет собой пятиугольник красного цвета, в центре которого расположено стилизованное изображение перевернутой буквы «К» и надпись «Беларусь». Пять углов знака символизируют качество белорусской продукции, достигаемое сочетанием пяти показателей производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. Те, кто родился и жил в СССР, еще помнят пятиугольник, который наносился на различную продукцию и был ориентиром для потребителя, поскольку гарантировал качество товаров. Государственный знак СССР был введен 20 апреля 1967 года. Право маркировать продукцию предоставлялось на основании результатов аттестации и всего на 2-3 года.
Знак качества присваивали и продукции железнодорожного назначения. Например, к 1973 году таких наименований было 72. Среди них легендарный локомотив ТЭП60 Коломенского завода – самый массовый серийный пассажирский шестиосный тепловоз с электрической передачей.
Возвращаясь к теме выставки, Владимир Анатольевич назвал основные инструменты обеспечения качества: это нормативная база, метрология, стандартизация. Руководитель службы добавил: чтобы сохранять конкурентоспособность, Белорусской железной дороге необходимо постоянно повышать уровень качества по всем направлениям. Сегодня на БЖД функционирует порядка 5 тыс. технических нормативных документов, охватывающих все службы и организации дороги.
– Это деятельность по установлению определенного порядка, системы в отрасли, – подчеркнул Владимир Фролов. – И стандарт – не просто документ, а унифицированные, отработанные, согласованные и испытанные требования, которые применяются на железнодорожном транспорте. Это мы хотели продемонстрировать с помощью выставки и таким образом поблагодарить специалистов, занятых в работе по созданию нормативных документов.
Экспозиция будет функционировать в течение месяца – до 14 ноября текущего года. Также предполагается создание ее цифровой версии для ознакомления работников отделений.