В этом уверен мой сегодняшний собеседник. Эти строки в полной мере можно отнести и к их автору – слесарю по ремонту подвижного состава локомотивного депо Лида, а по совместительству детскому поэту Константину Якубчику.
В родном городе он – человек известный, часто посещает учебные заведения, встречается с учащимися. На таких «уроках» Константин Иосифович рассказывает ребятам о правилах поведения на объектах магистрали, отвечает на вопросы и, конечно, знакомит со своим творчеством. «Детскую аудиторию невозможно обмануть, они не скрывают эмоций. Им либо нравится, либо нет», – говорит собеседник. Как правило, на таких мероприятиях рядом с ним 12-летняя Евгения. Девочка с удовольствием читает стихи, которые написал ее папа, а чтобы чувствовать себя увереннее – держит его за руку.
– Можно сказать, что именно дочь поспособствовала тому, что я стал писать стихи для детской аудитории, – признается Константин Якубчик. – Поэзией увлекался еще в школе, потом был перерыв в творчестве. Вновь писать начал уже будучи взрослым. Основной темой всегда была природа. Вокруг нас столько интересного, нужно просто остановиться и присмотреться. Когда Женьке было лет семь, мы гуляли у озера, наблюдали за природой, и там мне на ум пришли строки. Получилось стихотворение «Муравей-капитан», которое понравилось дочери, а потом другим детям. И не только им. Как-то мы были у друзей, и Женя прочла его перед гостями. А потом сказала, что стихотворение написал ее папа. Тема разговора в компании сразу изменилась, все развернулись ко мне, пришлось даже прочесть еще несколько стихов.
Все папы, конечно, немножечко дети
«Все папы, конечно, немножечко дети», –
Я слышал не раз выражения эти.
Все папы играют в детские игры,
Рожицы корчат, рычат будто тигры.
Бывает, что мама на папу ворчит,
И даже бывает, немножко кричит.
Словами такими: «Ну ты хорош!
Погляди, на кого ты, грязнуля, похож!»
А папа мельком пожимает плечами,
Никак не поймет, за что накричали?
Всего-то немного измазаны брюки
И краской местами испачканы руки.
Зато с папой можно играть даже в салки,
Зимою садиться в одни вместе санки,
А летом, конечно, пойти на рыбалку,
Домой привести потеряшку-собаку.
Я тоже когда-нибудь вырасту папой,
По-прежнему буду дразниться с собакой.
Наверное, буду по старой привычке
Жену свою дергать тайком за косички.
Так вдохновение природой плавно перетекло в детскую тематику. Впервые стихи Константина Якубчика были опубликованы в 2003 году в «Лидской газете» и с тех пор постоянно появляются на страницах издания. Одно из них – «Вучоны кот» – попало в детский журнал «Вясёлка» и даже вошло в юбилейный сборник лучших произведений белорусских поэтов за последние пять лет «Вясёлка-65». Кстати, именно это стихотворение поэт-железнодорожник считает своеобразной визитной карточкой. Константин Иосифович является победителем V Открытого регионального литературного конкурса имени Веры Новицкой «Взрослые – детям» в номинации «Поэзия» и фестиваля «Созвездие талантов» в номинации «Сердцу милая сторона». Он – участник лидского литературного объединения «Суквецце», а в 2024 году вступил в международную ассоциацию литераторов «Содружество». Стихи Константина Якубчика вошли в сборник «Книга со всего света». На его страницах произведения авторов представлены на белорусском, русском, болгарском, сербском языках.
Муравей-капитан
Как спасательный кораблик
Бросил ветку в воду я,
И тем самым вы, поверьте,
Спас букашку-муравья.
Как попал бедняга в воду –
Неизвестно никому.
Только озеро сильнее
За волной несет волну.
Стало жалко эту кроху,
Я решил ему помочь –
Он на веточку взобрался,
Хоть ему уже невмочь.
Это было загляденье!
Видно, думал он и сам,
И как будто на мгновенье
Стал тот кроха капитан.
Ветку к берегу прибило
Набежавшею волной,
Капитан сошел на берег,
Убежал к себе домой.
Он, наверное,
запомнит,
Может быть, наверняка,
Как однажды превратился
Муравейчик в моряка,
Как однажды утром рано
Довелось на ветке плыть,
Что отважным
капитаном
Даже кроха может быть.
– Я пишу нечасто, так как постоянно чем-то занят то на работе, то дома. Но как только появляется свободное время, смотришь, уже какие-то строки приходят на ум. Их нужно обязательно записать, поэтому блокнот и ручка всегда со мной. Днем хожу, обдумываю, а вечером сажусь за стол и переношу все в рабочую тетрадь, – поясняет Константин Иосифович и признается: – К этому никогда не можешь быть готов, к вдохновению. Часто рука не поспевает за мыслями, поэтому пишу быстро. Получаются смешные каракули, понятные только мне. В этой тетрадке правлю, перечеркиваю, дописываю и переписываю. Под каждым стихотворением ставлю дату и даже время создания. Окончательный вариант переписываю начисто и несу на корректуру. С этим мне помогает учитель русского языка и литературы Людмила Викторовна Усюкевич. Она говорит, что я пишу языком детей.
Как это получается? Константин Иосифович точно не знает и сам, но уверен: нужно думать, как они, писать просто и доступно. «Стихи О ДЕТЯХ – это еще не детские стихи. Они должны быть прежде всего ДЛЯ ДЕТЕЙ, это важно», – уверяет поэт. Константину Якубчику посчастливилось с возрастом не утратить интерес к жизни, сохранить искренне восхищенное восприятие ее. А может просто не хочется взрослеть?
– Да, я такой Питер Пэн, – смеется собеседник. – Детство не отпускает, с ним связаны самые теплые воспоминания. Пишу и с каждой строчкой будто вновь окунаюсь в то время. Мы даже всей семьей смотрим не кино, а мультфильмы – они такие красочные, веселые. А еще я коллекционирую советские игрушки и модели автомобилей. Кстати, бабушка говорила, что мой прадед тоже сочинял стихи, мог продекламировать что-нибудь наизусть. Возможно, во мне отразились его гены.
Поэзия не мешает ни дома, ни на работе. Творческие изыскания Константина Якубчика нашли поддержку у супруги Галины и у коллег. В локомотивном депо Лида он трудится с 2003 года. Заочно окончил Гомельский колледж – филиал БелГУТа. К слову, на этом же предприятии 17 лет отработала мама моего собеседника. Анна Иосифовна была мойщиком-уборщиком подвижного состава, а потом порекомендовала прийти в депо сыну. Сейчас он трудится слесарем по ремонту подвижного состава, пользуется уважением у руководства и коллег.
– В нашем депо о том, что я пишу стихи, знают даже те, с кем я лично не знаком. Это приятно. Жена Галина также относится положительно, радуется, когда слышит хорошие отзывы о моей поэзии, – рассказывает Константин Иосифович. – Сейчас у меня порядка 150 готовых стихотворений, мечтаю издать сборник, работаю над этим. Недостатка в темах нет – они вокруг. И дома целый «зоопарк»: кошка, крыса, пес Дружок.
Вучоны кот
Раз казаў Алесь Максiму
Пра свайго ката Марцiна:
– Каб ты, Максiмка, толькі ведаў,
Як кот мой цягнецца да ведаў.
Толькi сяду за ўрокi –
Адразу чую ката крокi.
Хапае месца навакол,
А ён жа сунецца на стол.
I ўcё да лямпы, каб блiжэй,
Аж нават робiцца даўжэй.
Вось як ляжа, дык за iм
Няма i месца мне зусiм.
Ляжыць i не саромеецца,
З навукаю знаёмiцца.
Урокi ён са мною вучыць,
Чуе ўcё, хоць вочы плюшчыць.
Максiм з усмешкай адказаў:
– Мабыць, кот вучоным стаў.
Але ж якiя кату веды?
Кату веды – без патрэбы.
Паслухай, мне, Алесь, здаецца
Пад лямпай кот твой любiць грэцца!
В преддверии Дня отца я поинтересовалась у детского поэта Константина Якубчика, какой он папа?
– Сложно в двух словах ответить. Иногда могу быть строгим с дочерью, но всегда стараюсь быть справедливым. Женька ко мне подходит, если нужно что-то рассказать или даже немного пожаловаться. Папа выслушает… Она может предложить куда-нибудь сходить или что-то сделать, а я соглашаюсь, иду на уступки, – рассуждает Константин Якубчик. – Дочь имеет отношение к некоторым моим произведениям, а вот стихотворение о ней я пока не написал. Чем не тема на будущее?
Елена ВЕТРОВА