«Железная дорога – мое вдохновение…»
Ветеран Брестского отделения Виталий Якутов посвятил магистрали почти 45 лет. За это продолжительное время ему удалось проявить себя в разных должностях на предприятиях БЖД, расположенных в родном городе. О своем насыщенном событиями жизненном пути железнодорожник рассказал корреспонденту отраслевого издания.
На заслуженном отдыхе Виталий Петрович почти 15 лет, но о магистрали не забывает. Ветеран регулярно бывает в администрации Брестского отделения и встречается с бывшими коллегами на различных мероприятиях. Много интересного он узнает из газеты «Железнодорожник Белоруссии», которую постоянно читает уже несколько десятилетий. Особенно интересуется, как сложилась жизнь тех, кто уже на пенсии. Поэтому и пообщаться с корреспондентом издания не отказался, тем более есть хороший повод: в июле он отметил 75-летие.
Родился и вырос Виталий Якутов в городе над Бугом. Его детство выпало на тяжелое послевоенное время. Отец прошел долгие версты войны от Сталинграда до Кенигсберга и испытал на себе все ее тяготы. Поэтому в семье Якутовых праздник Победы всегда встречали со слезами на глазах.
Особый интерес юноша проявлял к точным наукам и после окончания школы решил подать документы в местный педагогический институт. Но студентом так и не стал – не хватило всего несколько баллов. Пасовать перед трудностями парень не привык, и едва ему исполнилось 17, устроился токарем в заготовительный цех вагонного депо Брест.
– Тогда я был самым молодым на предприятии. Но, несмотря на возраст, к работе подходил со всей ответственностью, что, конечно, видело и руководство. Буквально через год поступил в БелГУТ, – вспоминает начало трудовой деятельности ветеран. – Также несколько лет работал бригадиром и мастером. Ценный жизненный опыт мне дала служба в армии. Это было в городе Кубинка Московской области – от родного Бреста меня отделяла почти тысяча километров. По работе я скучал и с нетерпением ждал возвращения на предприятие.
Очень трудолюбивый и к тому же амбициозный, со временем он занял должность инженера-технолога, а через несколько лет и старшего инженера. Работы всегда было много, но это не было помехой для молодого железнодорожника. Он с большим удовольствием принимал участие в различных мероприятиях.
Например, в 1977 году представлял вагонное депо Брест на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве.
Прогрессивным белорусским предприятием интересовались специалисты со всех республик Сою-за. Это было большим достижением для Брестского отделения и Белорусской магистрали в целом.
Достижения умножим
В 1980 году Виталий Якутов стал главным инженером Брестского вагонного участка. Герой публикации признался, что уходить с предприятия, которому посвятил почти 15 лет, было непросто. Но желание развиваться и профессионально расти все же взяло верх.
Один из самых запоминающихся периодов в жизни железнодорожника – двухлетняя командировка в африканское государство Гвинея. Там с местными железнодорожниками Виталий Петрович делился знаниями и опытом. О том времени ветерану напоминают сувениры – деревянные маски и скульптуры, которые он привез домой.
После продолжительного отсутствия герой публикации вновь вернулся в вагонное депо Брест на должность инженера-технолога. Активная жизненная позиция и желание двигаться вперед позволили ему не только успешно реализовать себя в профессии, но и вести общественную работу – он был секретарем партийной первички. Лето 1988-го ознаменовалось новым витком в карьере – Виталий Якутов возглавил Брестский вагонный участок.
– Тогда на предприятии трудилось более полутора тысяч железнодорожников. В нашем коллективе были добросовестные и ответственные специалисты, профессиональное мастерство которых позволило эффективно и качественно справляться с поставленными задачами. Мы успешно выполняли все доведенные производственные показатели, а также улучшали уровень подготовки работников, – вспоминает Виталий Петрович. – Ежегодно в преддверии Дня железнодорожника десятки тружеников получали отраслевые награды.
Следующими ступеньками в карьере ветерана стали должности заместителя начальника Брестского отделения по пассажирским перевозкам, а затем и начальника пассажирского отдела.
С наступлением нового тысячелетия в обществе и экономике начали происходить значительные изменения, как, впрочем, и в жизни героя публикации: в 2000 году он стал заместителем начальника Брестского отделения по экономике. На этом посту трудился пять лет – вплоть до выхода на заслуженный отдых. Но расставаться с магистралью и Брестским отделением не спешил: уже будучи в статусе пенсионера, стал освобожденным председателем профсоюзного комитета.
Интересный и яркий путь
– Оглядываясь назад, понимаю, что пройден долгий и весьма увлекательный путь. Я много общался с железнодорожниками из разных городов нашей страны, а также со специалистами из-за рубежа. И убежден, что главное – всегда видеть в человеке личность и относиться к нему с уважением, – продолжает собеседник. – Я равнялся только на достойных людей. Таким для меня был Владимир Жерело, который на протяжении семи лет возглавлял Брестское отделение магистрали, а потом четыре года и всю Белорусскую железную дорогу. Примером профессионализма для меня был и Владимир Ринг, который также несколько лет руководил Брестским отделением, занимал высокие должности в Управлении дороги. Отмечу и заслуги в прошлом заместителя начальника пассажирской службы Управления дороги Николая Поборцева.
Многолетний добросовестный труд Виталия Якутова высоко оценило руководство. В копилке его достижений – нагрудные знаки «Почетный железнодорожник» и «Выдатнік Беларускай чыгункі», Благодарность от руководства Польских государственных железных дорог за плодотворное сотрудничество, грамоты от профсоюзной организации и другие поощрения.
А вот в семейном альбоме фотографий, которые отражают наиболее яркие моменты жизни, немного. Но герой публикации убежден: значимые события запоминаются навсегда, и вовсе необязательно делать для этого десятки снимков.
Бодрый дух Виталию Петровичу помогает поддерживать дача. На его участке растут овощи и фрукты, ягоды, всевозможная зелень и цветы. Когда домашний урожай собран, мужчина отправляется за дарами в лес. Особое удовольствие ему приносит сбор грибов. Говорит, что из ароматных подберезовиков или лисичек получается вкуснейший суп!
Выходные ветеран зачастую проводит в компании дочерей. Одна из них, Ирина Якутова, тоже связала жизнь с магистралью: уже несколько десятилетий работает кассиром на станции Брест-Центральный. Часто звонит и навещает любимого дедушку взрослая внучка Анастасия. Поэтому Виталию Петровичу скучать точно не приходится!
– Главный урок, который я вынес в жизни, – это ценить время, не тратить его попусту. Бесспорно, в молодости кажется, что все еще впереди, торопиться некуда. Но это не так. Вот только недавно окончил школу, а уже прошло почти шесть десятилетий, – завершает беседу Виталий Якутов. – Важно вовремя понять, что – на первом месте, а что – на втором. Ценить свое время.
Железнодорожник стал участником очень значимого в СССР события – пленума, посвященного 50-летию ВЛКСМ, который состоялся в Кремлевском Дворце съездов. Среди членов его Президиума тогда были генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова и другие. Вместе с тысячами молодых людей Виталий Якутов принял участие в торжественном митинге на Красной площади. Целеустремленные и вдохновленные, они мечтали о светлом будущем и добросовестно трудились на благо большой страны, чтобы сделать ее лучше и прекраснее!
Ольга ПЛЮХАЕВА