Декабрь
Ср
04
2024

Безопасность как приоритет

Объекты железнодорожной инфраструктуры – зона повышенной опасности. Высокие скорости, сложные технические системы и человеческий фактор – все это создает риски, которые могут привести к серьезным последствиям. Ведущий инженер по безопасности движения поездов отдела перевозок Барановичского отделения дороги и лауреат премии имени машиниста В. А. Яцкевича Марина Скрицкая рассказала корреспонденту отраслевого издания о методе борьбы с нарушениями правил безопасности на стальной магистрали.

Железную дорогу Марина Скрицкая выбрала неслучайно – работа на магистрали ей, можно сказать, передалась по наследству. Папа героини публикации окончил Оршанский техникум железнодорожного транспорта, а мама – рязанский и переехала из России в Беларусь. Будущие супруги и родители встретились в Барановичах, где отец Марины в дальнейшем долгие годы работал дежурным по отделению, а мама – в местной дистанции гражданских сооружений.
– Я решила идти по стопам папы и поступила в БелГУТ. Моим первым местом работы стала станция Барановичи-Центральные – в 2002 году пришла туда на должность оператора поста централизации. Это технический специалист, который управляет стрелками и обеспечивает движение железнодорожного транспорта по заданному маршруту, – объясняет собеседница.
Затем девушка трудилась дежурным по сортировочной горке, потом – диспетчером на станции Барановичи-Центральные. В 2015 году Марина Скрицкая стала инженером по безопасности движения поездов отдела перевозок Барановичского отделения.
– Хозяйство перевозок – это огромная ответственность, – признается инженер по безопасности. – Каждый должен неукоснительно выполнять должностные обязанности, чтобы не было таких ситуаций, как, например, проезд машинистом на запрещающий сигнал светофора, столкновение вагонов… Поэтому было решено внедрить видео- и аудиофиксирующие устройства «Дозор 78», которые закрепили за каждым работником.
Персональный носимый регистратор информации позволил отслеживать действия железнодорожников, а также просматривать по окончании смены все манипуляции с вагонами, путями и прочим. Его обязаны включать, к примеру, составители поездов при манипуляциях с закреплением состава. Если раньше неустановленный башмак мог остаться незамеченным, то теперь каждое такое приспособление на контроле.
Это позволило почти вдвое снизить количество происшествий. Положительная статистика порадовала, однако до конца не удовлетворила инженера по безопасности. Тогда был разработан специальный план проведения соответствующих семинаров для работников хозяйства перевозок в узлах.
Целевая аудитория Марины Скрицкой и ее коллег – железнодорожники таких станций, как Барановичи-Центральные, Волковыск, Ситница, Лунинец, Гродно и Лида.
– Мы выезжаем непосредственно на каждую и собираем для беседы всех работников хозяйства перевозок, включая составителей поездов, кондукторов грузовых поездов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных по горке, дежурных по станции, операторов, машинистов маневровых локомотивов, – перечисляет собеседница.
Помимо теории во время выступления перед работниками узлов Марина рассказывает о событиях, которые случались на железной дороге ранее, и вместе с железнодорожниками анализирует каждую ситуацию. Одной из частей такого мероприятия является просмотр записей с «дозора», благодаря которой анализируются профессиональные действия железнодорожников. Это делается для того, чтобы наблюдающие сами определили ошибки других, дали оценки их действиям и объяснили, как необходимо было правильно поступить в той или иной ситуации.
– Самая уязвимая связка в этом плане – это машинист, дежурный по станции и составитель поездов. Эти люди больше всех подвержены риску и ошибкам. Еще сюда необходимо добавить дежурного по горке. Мы стараемся собрать этих работников, чтобы провести с ними дополнительный инструктаж. Каждый раз пытаемся по-разному подать материал, побольше давать наглядного материала: фото журналов записей, регистрации, различные видеоматериалы. Главное – чтобы они не делали ошибок, а, наоборот, учились на ошибках своих коллег, – подчеркивает Марина.
После внедрения «Дозора» и разработки семинаров для профилактики и предотвращения правонарушений эта практика стала массово распространяться и в других узлах и отделениях Белорусской железной дороги. Видя эффективность этой системы и значительное снижение количества нарушений, руководство Белорусской железной дороги отметило Марину Скрицкую, и по итогам работы в 2023 году она стала лауреатом премии имени машиниста В. А. Яцкевича.

Михаил БЕРДНИК

Яндекс.Метрика