Декабрь
Ср
04
2024

Один из лучших в СССР

В 1972 году пассажирскому тепловозу ТЭП60 был присвоен Государственный знак качества. Об истории создания этого локомотива и его производственной биографии расскажем в публикации.

Начиная с XIX века железная дорога прочно стала ассоциироваться с паровозами. Но постепенно они уступали место более совершенной технике. Советский Союз не стал исключением. Страна ударными темпами восстанавливалась после Великой Отечественной войны, и одна из главных ролей в этом процессе была отведена железнодорожникам. Вскоре стало понятно, что без использования новых видов тяги на стальных магистралях не будет мощного технологического рывка, на который так рассчитывало руководство СССР. Поворотным моментом стал 1956 год. Именно тогда на XX съезде КПСС было принято решение о переходе на новые виды тяги.

Представили три варианта

Первым пассажирским тепловозом в стране стал ТЭ7, пассажирским электровозом – ВЛ60П. Они представляли собой фактически грузовые ТЭ3 и ВЛ60, лишь минимально адаптированные к работе с пассажирскими поездами. Из-за особенностей конструкции экипажной части ВЛ60П имел ограниченную скорость движения. Что касается ТЭ7, он был оборудован тележками и устройствами возвращения, которые обеспечивали скорость до 140 км/ч. Но в то же время для пассажирского локомотива у него была слишком большая масса в двух секциях. В связи с необходимостью массовой замены пассажирских паровозов полноценными пассажирскими локомотивами и появился тепловоз ТЭП60.
По заданию Министерства путей сообщения в 1956-м их начали проектировать на Коломенском тепловозостроительном заводе. В следующем году предприятие выпустило грузовой тепловоз ТЭ50. Он по своей конструкции в значительной степени стал прототипом для будущих пассажирских тепловозов: имел кузов со скругленными кабинами, две трехосные тележки и дизель 10Д45 мощностью 3 тыс. л. с. Испытания выявили и ряд недостатков в конструкции, их устранили при выпуске пассажирских локомотивов.
В мае 1959-го завод представил три варианта тепловоза: односекционный двухкабинный с двумя трехосными тележками (как и ТЭ50), двухсекционный однокабинный с двумя двухосными тележками в секции и аналогичный односекционный двухкабинный. В итоге остановились на первоначальном варианте.

Между Москвой и Ленинградом

Серия, присвоенная тепловозу, означала: Т – Тепловоз, Э – с электрической тяговой передачей, П – пассажирский, 60 – номер серии.
Первый ТЭП60-0001 построили в апреле 1960 года. 1 мая на центральной площади завода по этому поводу состоялся митинг. К слову, на испытательном участке Северо-Кавказской железной дороги Кизляр – Гудермес ТЭП60 развил рекордную для тепловозов того времени скорость – 193 км/ч! В 1961 году дизельный двигатель 11Д45 мощностью 3 тыс. л. с., установленный на этом тепловозе, был отмечен на ВДНХ золотой медалью. После испытательного пробега с составом тепловоз ТЭП60 стал водить курьерские поезда между Москвой и Ленинградом.
В 1960 году был выпущен и второй тепловоз. А серийное производство началось в 1961-м. Оно продолжалось до 1985 года! С учетом двухсекционных тепловозов 2ТЭП60 – до 1987-го.
В 1964 году с завода вышли двухсекционные тепловозы 2ТЭП60 № 0001 и 0002, для них началась отдельная нумерация. Секции этих тепловозов отличались от серийных ТЭП60 наличием в нерабочей (второй) кабине тепловоза сквозного прохода, расположенного под уменьшенным средним лобовым стеклом. Они при необходимости могли эксплуатироваться как самостоятельные тепловозы. В дальнейшем машины 2ТЭП60 выпускали эпизодически небольшими партиями с разрывом в несколько лет, впоследствии объем их производства возрос.
В период с 1960-го по 1987 год было построено 1240 тепловозов ТЭП60, 1 тепловоз ТЭП60А и 116 двухсекционных 2ТЭП60 (232 секции), то есть в целом 1473 секции.
Тепловозы серии ТЭП60 были приписаны более чем 30 депо, эксплуатировались на 12 железных дорогах, надежно работали в любых погодных и климатических условиях. Пробег многих таких машин достигал 2 млн. километров.
Интересный факт: тепловоз 2ТЭП60-116 (последний из выпущенных) был специально выделен для вождения правительственных поездов.

…И в качестве экспонатов

Коллектив завода с первым тепловозом ТЭП60

На Белорусскую железную дорогу первые тепловозы этой серии поступили с Коломенского завода в январе 1970 года. Локомотивы пополнили приписной парк депо Витебск. Позже они появились на аналогичных отраслевых предприятиях Минска, Орши и Бреста.
Надежная техника, отлично показавшая себя в эксплуатации, служила на нашей магистрали несколько десятилетий. Удивительно, что тепловозы именно этой серии нередко становились именными: «Петр Румянцев» (ТЭП60-630), «Василий Козлов» (ТЭП60-631), «Дмитрий Гвишиани» (ТЭП60-774), «Владимир Окорков» (ТЭП60-835). Эти локомотивы «снимались» в кино, были запечатлены на марках… Многие из них продолжают «служить» экспонатами в музеях железно-
дорожной техники. Пришедшие когда-то на смену паровозам, сегодня они сами олицетворяют целую эпоху. Но не хочется верить, что навсегда ушедшую в прошлое.

Подготовил
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика