На общий результат
«Я просто делаю свою работу». С такого признания началась наша встреча с начальником вагона-дефектоскопа Центра диагностики объектов инфраструктуры БЖД Виталием Куцаевым – лауреатом престижной дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича.
Мой собеседник пояснил, что получение столь высокой награды стало для него приятной неожиданностью. Он уверен, что на дороге есть и более достойные люди. Подобная скромность, несомненно, делает ему честь, но все же стоит согласиться с тем фактом, что Виталий Владимирович и его специалисты вносят существенный вклад в обеспечение безопасности движения поездов. Такая у них работа.
Кроме того, в прошлом году герой публикации со своими специалистами усовершенствовал отдельные узлы вагона-дефектоскопа, благодаря чему значительно сократилось количество его остановок в пути из-за неисправности оборудования. Соответственно, обслуживающий персонал стал реже появляться на путях, что также положительно отразилось на безопасности движения.
В вагонах-дефектоскопах Виталий Куцаев трудится с первого дня работы на БЖД, куда пришел по распределению после окончания Белорусско-Российского университета. За 20 с лишним лет исколесил стальную магистраль не одну сотню раз. Поначалу, конечно, молодому инженеру было непросто, ведь на железной дороге своя специфика. Но старшие товарищи поддержали, взяли под крыло. Виталий Куцаев занимался подготовкой оборудования, расшифровкой данных. Сегодня эти же задачи выполняет уже новое поколение инженеров. А Виталий Владимирович как руководитель осуществляет общий контроль.
В 2019 году на БЖД прибыл новый вагон-дефектоскоп серии ВД-УМТ-2 российского производства. Он предназначен для проведения комплексной диагностики объектов железнодорожной инфраструктуры ультразвуковым, магнитным, визуально-измерительным и оптическим методами неразрушающего контроля. Эксплуатацию ценного приобретения доверили Виталию Куцаеву и его специалистам.
Вагон оснащен программным обеспечением «ИНТЕГРАЛ» и регистрирующим комплексом, который фиксирует данные диагностики, текущие координаты пути и скорость движения, а также осуществляет архивацию и хранение документов контроля всех диагностических систем. Кроме того, здесь внедрены многоканальный дефектоскоп «ЭХО-КОМПЛЕКС-2», бесконтактная система измерения профиля рельсов «СОКОЛ-2» и система визуально-измерительного обнаружения дефектов рельсов «СВОД-2», а также система автоматизированной обработки результатов контроля «АСТРА». Эти и другие новации, по словам специалистов, повысили эффективность расшифровки диагностических параметров, позволили перейти от фиксации отказов к мониторингу и прогнозированию предотказных состояний рельсов, планированию необходимых ремонтных и регламентных работ (шлифовки, репрофилирования, наплавки, замены).
Выросла оперативность и достоверность диагностики железнодорожных рельсов и элементов стрелочных переводов, что положительно влияет на безопасность движения поездов. Также отметим, что и санитарно-бытовые условия для персонала в вагоне-дефектоскопе созданы достойные.
Сегодня под началом Виталия Куцаева трудятся 9 человек: его заместитель и 8 инженеров. Они работают двумя бригадами, сменяя друг друга каждые две недели согласно графику, утвержденному руководством дороги. На основании данного документа заказывают локомотив.
– Передвигаться иным способом, например, воспользоваться поездом, идущим в нужном направлении, мы не можем из-за ограничений скорости до 60 км/ч (на стрелочных переводах до 25 км/ч), – поясняет Виталий Владимирович. – Это важно для корректной работы оборудования. Ведь наша главная задача – выявление дефектных и остродефектных рельсов.
Работа в вагоне-дефектоскопе наиболее напряженная в осенне-зимне-весенний период, так как выход рельсов по дефектам зависит от времени года. Минимальным он бывает летом, осенью всегда повышается, зимой достигает максимума, что связано с усилением хрупкости металла рельсов при понижении температур. Второй максимум выпадает на март, и связан он с оттаиванием балласта и весенним расстройством пути.
Для своевременного обнаружения дефектных и остродефектных рельсов, мониторинга развития дефектов работниками вагона-дефектоскопа проводится комплекс работ, таких как поддержание в исправном состоянии дефектоскопного оборудования, отслеживание качества регистрации сигналов дефектоскопической информации и оперативная их расшифровка при выполнении неразрушающего контроля. Окончательная расшифровка дефектограмм позволяет провести углубленный анализ дефектоскопических сигналов, идентифицировать их, чтобы затем выполнить ультразвуковой контроль рельсов для подтверждения наличия в них дефектов. Таким образом, все эти мероприятия обеспечивают безопасность движения поездов за счет эффективного выполнения неразрушающего контроля специалистами вагона-дефектоскопа, работу которых возглавляет Виталий Куцаев.
Инга МИНДАЛЁВА