Декабрь
Ср
04
2024

100-летний юбилей

Знаковую дату отметил 10 ноября ветеран войны и труда Гомельской дистанции пути Петр Ильич Пчелинцев.

В небольшой квартире в этот день яблоку негде было упасть. Почетного железнодорожника пришли поздравить руководство Гомельского отделения и совета ветеранов, дистанции пути. Принимая цветы и подарки, именинник обращался к гостям по имени, дополнял их слова своими воспоминаниями. Конечно, некоторые даты и детали подзабылись, но и сегодня Петр Ильич остается замечательным рассказчиком с прекрасным чувством юмора. Он всегда с большим уважением относился к книгам и до сих пор читает свежую периодику и отраслевую газету, любил разгадывать кроссворды и ребусы, писал стихи и хорошо пел. Впрочем, эти увлечения с ним до сих пор: в день юбилея именинник затянул любимые «Катюшу» и «За Родину». И со свойственным ему чувством юмора прокомментировал пожелание гостей встретиться на следующем юбилее: «На 150 не каждый решится, а я постараюсь».
Глядя на черный костюм и элегантную бабочку, сразу и не скажешь, что Петр Ильич – обладатель не только джентльменских манер, но и воинских погон. Выдает ветерана армейская выправка: в годы Великой Отечественной служил в войсках НКВД СССР по охране железнодорожных объектов, а после – в Военизированной охране Белорусской железной дороги.
– В 1941-м в первый день войны я приехал в Москву поступать в школу ФЗУ. Но какая здесь учеба? Назначив меня старостой группы столяров-плотников, нас быстро ввели в курс дела, выдали инструмент и направили под Ржев копать противотанковые рвы и строить доты. Сам маршал Советского Союза Семен Буденный принимал эту линию обороны, – вспоминает собеседник. – Когда противник начал подходить к Волоколамску, оставшихся в живых учащихся отправили в Москву. Я добрался домой и еще застал отца. Это была последняя с ним встреча. Война разбросала нашу большую и дружную семью по всему Союзу: одна сестра осталась в Сибири, вторая – под Москвой. Брат почти год провел в госпитале. Не вернулись с войны родные дяди, муж сестры.
В августе 1942-го Петра призвали в армию и направили в 73-й полк войск НКВД по охране железной дороги, подготовку проходил в спецшколе в Москве, где овладел разными видами оружия, освоил приемы самбо. Стрелок Пчелинцев обеспечивал сохранность перевозимых номенклатурных грузов в пути следования к линии фронта. Сначала сопровождал поезда, затем был приемщиком вагонов, диспетчером.
– Как только освободили Гомель, мы стали отправлять сборные составы до станции Новобелицкая. Жил я здесь же, в двухосном вагоне, «теплушке». Ездил с донесениями в полк, который располагался в казарме на Ветковской улице. Возил документы в батальон на улицу Фрунзе. Однажды с напарником пришлось сопровождать два вагона из Гомеля до самого Львова, потому что сдать грузы со взрывчаткой было некому ни в Калинковичах, ни в Овруче, ни в других точках раздачи. Каждая поездка могла оказаться последней – немецкие самолеты бомбили постоянно, – вспоминает ветеран.
Немного помолчав, Петр Ильич вспоминает, как выглядел освобожденный Гомель: деревянные дома Залинейного района практически не пострадали. Остались почти нетронуты бомбежками улицы Богдана Хмельницкого, Циолковского. На улице Одесской (ныне Рокоссовского. – Прим. авт.) в доме № 61 с 7 декабря 1943 года по 10 апреля 1944 года размещалась оперативная группа штаба 1-го Белорусского фронта. В этом же доме жил и сам Константин Рокоссовский. А вот центр был весь в руи-нах. Но город постепенно возвращался к нормальной жизни, туда даже приезжали с концертами Клавдия Шульженко и Леонид Утесов.
Петр Ильич участвовал и в оперативной работе. В начале 1944 года в прифронтовой полосе действовало немало вражеских агентов. Одного из них моему собеседнику удалось выявить и задержать. В первые послевоенные годы сильно активизировалась и преступность. Помогали милиции обеспечивать порядок на станции, в том числе ловить бандитов, грабивших пассажиров в поездах. Одну такую преступную группу Петр Ильич задержал в одиночку. Об этом случае и не только наша газета подробно рассказывала в № 14 за 22 февраля 2023 года.
В 1947-м младший сержант Пчелинцев стал командиром отделения 76-го стрелкового полка войск МВД СССР. А после демобилизации в 1951 году был зачислен в ряды Военизированной охраны БЖД начальником стрелковой команды на станции Гомель, после был помощником начальника отряда по хозяйственной части. Заочно окончил гомельский железнодорожный техни-кум по специальности «техническое снабжение и сбыт». Спустя несколько лет перевелся старшим инженером в отдел материально-технического снабжения Гомельского отделения, где работал вплоть до ухода на пенсию. А после еще 10 лет трудился в дистанции пути бригадиром по снабжению.

На лацкане парадного пиджака Петра Пчелинцева – более 30 медалей. Самые важные – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», знаки «Почетному железнодорожнику» и «150 лет железным дорогам», значок «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта».

Когда удается побеседовать с человеком, которому посчастливилось прожить целый век, всегда возникает желание узнать о секрете его долгой жизни. Петр Ильич не курит: после войны поспорил с сослуживцем и с тех пор – ни одной затяжки, до 98 лет каждое утро делал зарядку и любил гулять на свежем воздухе. Возможно, секрет Пчелинцева в том, что он, под стать своей фамилии, всю жизнь трудился, был в движении и других вовлекал в работу. А еще до 95 лет(!) вручную копал грядки на дачном участке.
Душа в душу прожил с любимой женой Ниной Ивановной более 60 лет. Сын Александр выбрал карьеру военного летчика. Служил в Хабаровске, на Кавказе. Выполнял интернациональный долг в Афганистане. Около 10 лет трудился в Военизированной охране БЖД.
Зная Петра Ильича больше 10 лет, склоняюсь к мысли, что главные источники его долголетия – позитивный настрой, уважительное отношение к окружающему миру и человеколюбие.
Руководство Белорусской железной дороги, Объединенная отраслевая профсоюзная организация железнодорожников и транспортных строителей, Организация ветеранов Белорусской железной дороги сердечно поздравляют Петра Ильича ПЧЕЛИНЦЕВА с юбилеем и благодарят его за многолетний добросовестный труд на благо Белорусской магистрали!

Лидия СТАШКЕВИЧ

Яндекс.Метрика