Наследие продолжит жить
Есть люди, знакомство с которыми, пусть даже непродолжительное, оставляет в душе светлые воспоминания. Таким был наш коллега, ветеран отраслевой журналистики, отличник Белорусской железной дороги Станислав Борисович САВЧЕНКОВ.
Корреспондентом нашей газеты он работал 23 года. Много лет курировал Могилевское отделение, объездил его вдоль и поперек, вникал во все детали и тонкости нелегкого труда железнодорожников. Для каждого, кто знал Станислава Борисовича, его уход из жизни стал невосполнимой утратой. На память об этом замечательном светлом человеке, настоящем профессионале пера остались его статьи и тематическая библиотечка, которую семья передала в редакцию нашего издания.
Это несколько десятков книг, посвященных различным аспектам деятельности железнодорожного транспорта. Названия говорят сами за себя: «Как устроен и работает электровоз», «Самые знаменитые железнодорожники России», «Охрана стальных магистралей», «Основы пожарной безопасности в пассажирских поездах», «Безопасность движения на железнодорожном транспорте» и т. д. Здесь есть справочники и учебные пособия для вузов и ССУЗов, издания из научно-популярной библиотечки школьника, из серии «Кем быть?» и «Учащимся о профессиях». Отдельная стопка – книги, посвященные юбилеям и памятным датам, такие как «Из века в век» (к 130-летию Минского отделения БЖД»), «Маршрут длиной 100 лет» (о развитии профсоюза железнодорожников), «Моя железная дорога» (к 170-летию стальных магистралей России). Рядом – увесистые тома с историей Витебского и Могилевского отделений, а также брошюры о работе Оршанского железнодорожного узла, Осиповичской дистанции пути. Некоторые даже с автографами авторов. Их фамилии хорошо знакомы многим работникам отрасли – Василий Гапеев, Леонид Легчеков и другие.
Самое раритетное издание в библиотечке Станислава Борисовича датировано 1934 годом. Это стенограммы лекций, прочитанных во Всесоюзной академии железнодорожного транспорта имени Сталина политработникам, направляемым на железные дороги.
Несколько книг посвящены подвигу железнодорожников в военное время: «Колонны паровозов особого резерва НКПС. Страницы памяти», «Дорога Жизни – Дорога к Победе», «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945».
Есть в коллекции раритетов даже буклет-памятка МПС дежурному по станции и поездному диспетчеру с алгоритмом действий в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ, при неисправности устройств ДЦ.
Несомненно, все это пригодится нынешнему поколению журналистов «Железнодорожника…» при написании статей. А значит, можно сказать, что наследие Станислава Борисовича продолжит жить и приносить пользу людям.
Инга МИНДАЛЁВА