Декабрь
Ср
04
2024

От технической школы – к Дорожному центру

Дорожному центру по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Белорусской магистрали – 80 лет.

На протяжении всей своей славной истории он был и остается важным звеном системы непрерывной профессиональной подготовки кадров для транспортной отрасли, постоянно расширяя направления обучения, повышая его уровень.
Еще до окончания Великой Отечественной войны на железной дороге остро чувствовалась нехватка грамотных и квалифицированных кадров. 18 ноября 1944 года вышел приказ за подписью народного комиссара путей сообщения СССР об организации на сети дорог 66 технических школ.
Первым начальником Гомельской техшколы (с 1947 года – школа машинистов) стал Иосиф Рогозин. В Барановичах, где готовили кадры для локомотивных бригад и вагонного хозяйства, ее возглавил Александр Горбач. Техшколой в Могилеве и подготовкой кадров для службы движения, грузового и пассажирского хозяйств руководил Степан Францкевич. Им предстояла титаническая работа – организовать обучение фактически с нуля. Условия были спартанскими: в учебных помещениях толком не было мебели, наглядных пособий, учебных приборов. В группы набирали парней не моложе 19 лет, окончивших 7 классов. Со временем белорусские техшколы вошли в разряд лучших на сети дорог МПС СССР. На базе Гомельской проводили обмен педагогическим опытом. А в Барановичи на обучение направлялись работники практически со всех дорог СССР.

Занятия по охране труда проводит Евгений Климов

В дальнейшем техшколы были преобразованы в учебные центры Белорусской магистрали, а в 2014-м – в единый Дорожный центр с размещением в Го-меле и подразделениями в Барановичах и Могилеве (в 2023-м прекратил деятельность). Знаковым событием стало получение в октябре 2018 года специального разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности по повышению квалификации руководящих работников и специалистов. В 2023-м подтвердил право на осуществление данной деятельности.
Символично, что все это время Дорожный центр ни разу не поменял прописку. Здание по улице Киселева, 2, расположенное рядом с железнодорожным вокзалом станции Гомель, было построено в 1875 году и до войны здесь размещалось отраслевое училище. В 2017-м его реконструировали. При этом учебный процесс не останавливался.
Руководство Белорусской магистрали придает важное значение вопросам непрерывного профессионального обучения. Большая ответственность и ключевая роль в процессе пополнения кадрового резерва возлагается именно на коллектив Дорожного центра. Ежегодно здесь проходят обучение более 3 тыс. слушателей. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих осуществляется по 45 профессиям, курсы целевого назначения по совершенствованию знаний в профессиональной деятельности проводятся по 50 темам, повышение квалификации руководящих работников и специалистов – по 52.
– С учетом потребности БЖД их перечень постоянно увеличивается, расширяется тематика курсов, – отмечает начальник Дорожного центра Владимир Феофилов. – Тесно сотрудничаем с профильными службами Управления магистрали при разработке учебных программ и обновлении стендов, тренажеров и других составляющих учебной и материальной базы. Например, по заказу руководства дороги уже два года на базе Дорожного центра организовано обучение студенческих отрядов. В прошлом году подготовили 161 работника, а в нынешнем – в два раза больше, 344. Не так давно мы принимали у себя II Слет транспортных классов железнодорожной направленности. И я очень надеюсь, что среди ребят есть те, кто в ближайшие годы пополнит группы наших слушателей.
В Дорожном центре применяются передовые образовательные методы, необходимыми наглядными пособиями и натурными образцами оборудованы 38 учебных кабинетов и лабораторий. Для практического закрепления полученных знаний оборудованы два учебных полигона и учебная мастерская, применяются современные тренажерные комплексы. Например, на одном из них, предназначенном для отработки навыков управления электровозом ВЛ80с с аппаратурой «КЛУБ-У», можно совершить виртуальное путешествие по всем электрифицированным участкам Белорусской магистрали. Условия ведения поезда максимально приближены к реальным и во время «рейса» на интер-активном тренажере электровоза серии БКГ.
– Рядом оборудовано рабочее место машиниста-инструктора (преподавателя). Он может смоделировать свыше 2 тыс. вариантов нештатных ситуаций любой степени сложности, а также «выводить из строя» оборудование электровоза, – отмечает заместитель начальника центра Елена Удодова. – Всего в образовательном процессе задействованы 19 тренажерных комплексов, позволяющих слушателям решать ситуационные задачи и отрабатывать практические навыки, связанные с профессиональной деятельностью.
Однако современное техническое оснащение учебной базы – это лишь часть эффективного обучения. Безупречную репутацию центра создает коллектив талантливых преподавателей. 7 специа-листов имеют высшую, а 18 – первую квалификационную категорию. При этом постоянно повышают профессиональный уровень, проходят стажировки на отраслевых предприятиях для освоения новых технологий и укрепления связей с производством. Для оценки усвоенного слушателями материала в Дорожном центре применяется «Единая система контроля и проверки знаний работников Белорусской железной дороги» и тесты, составленные преподавателями.
– Ежегодно проводим мотивационные конкурсы среди слушателей. Лучшим вручаем памятные подарки, а на предприятия, где они трудятся, направляем благодарственные письма, – отмечает начальник центра Владимир Феофилов. – Гордость берет, когда в числе победителей и призеров дорожных конкурсов профессионального мастерства видишь фамилии тех, кто когда-то у нас обучался. Это еще одно подтверждение, что в стенах Дорожного центра они получают отличную подготовку и глубокие знания, дающие возможность совершенствоваться в профессии.
Говорят, что историю делают личности. История Дорожного центра – это талантливые педагоги-ветераны, о которых до сих пор вспоминают ученики. А нынешние преподаватели продолжают заложенные когда-то традиции и стараются держать уровень.
Сложно подсчитать, скольким людям подарили путевку в профессию и в жизнь Александр Шабалев и почетный железнодорожник Станислав Крупеня. На двоих у них почти 80 лет трудового стажа в Дорожном центре.
За годы работы в Гомельской техшколе (20 лет преподавателем, а с 2001 года – заместителем начальника) Виталий Мокренко был участником многих знаменательных событий. С тех пор, признается, многое поменялось, но осталось главное – подготовка квалифицированных работников. Это является залогом эффективной бесперебойной работы и безопасности на железнодорожном транспорте.
Биография легендарного преподавателя Николая Моторина – яркий пример преданности выбранной профессии. Сейчас ему 84 года, из которых почти половину он посвятил учебному центру: 14 лет – преподавателем и 23 года – заместителем начальника по учебно-производственной работе. За многолетний труд отмечен знаками «Ганаровы транспартнік», «Почетный железнодорожник», «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Весом его вклад в развитие и укрепление учебно-материальной базы центра. Изданный совместно с преподавателем Станиславом Крупеней учебник «Управление тепловозом, дизель-поездом и их техническое обслуживание» является настольной книгой для учащихся профильных учреждений образования и локомотивных бригад и в настоящее время.

Преподаватель Павел Цалко пошел по стопам отца

За годы преподавания педагоги-ветераны дали путевку в жизнь не только большому отряду машинистов, но и взрастили немало талантливых педагогов, что сегодня передают знания и опыт молодому поколению. Их дело продолжают Александр Муха, Сергей Рудя, Дмитрий Михалев. Преподаватель спецдисциплин Сергей Цалко по совместительству еще и проф-союзный лидер Дорожного центра.
– Когда я начинал свой путь в педагогике в 1997-м, мы были не столько преподавателями, сколько инженерами, – делится воспоминаниями Сергей Михайлович. – Вместе со старшими коллегами Николаем Моториным, Николаем Мигириным, Виталием Мокренко, Станиславом Крупеней, Николаем Карпенко, Дмитрием Шабалевым и Евгением Кожевниковым разрабатывали программы, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы.
В этом году благодаря его знаниям (имеет права на управление паровозом) и энтузиазму Дорожный центр спустя почти полвека возобновил подготовку машинистов паровоза, их помощников и кочегаров. Возрождение ретродвижения на паровой тяге было приурочено к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 4 паровозные бригады, обладающие уникальными знаниями по этой тематике и работе с такими раритетными локомотивами, уже приняли участие в торжественных мероприятиях, «встречали» «Поезд Победы» в Минске и «Поезд Памяти» в Гомеле.
– В следующем году наша страна будет праздновать 80-ю годовщину Великой Победы, и на станции Белорусской магистрали снова будут прибывать окутанные клубами пара стальные тяжеловесы под управлением наших слушателей, – отмечает начальник Дорожного центра Владимир Феофилов. – Стремительное развитие железнодорожного транспорта, внедрение современных технологий предъявляет повышенные требования к уровню мастерства персонала, имеющего важное значение для обеспечения качества и безопасности труда, сохранности подвижного состава. Дорожный центр обладает всем для обеспечения потребностей стальной магистрали в развитии кадрового резерва, улучшении профессионального потенциала.

Лидия СТАШКЕВИЧ

C 80-летием со дня образования коллектив и ветеранов Дорожного центра поздравил начальник государственного объединения «Белорусская железная дорога» Валерий Веренич. В приветственном адресе говорится: «Выражаю уверенность, что сложившиеся за 80 лет в ДЦППК трудовые традиции, наличие квалифицированных работников, их профессионализм и верность избранному пути позволят и в дальнейшем обеспечить на высоком уровне учебный процесс и плодотворно работать на благо железнодорожного транспорта нашей родной Беларуси».

Яндекс.Метрика