Трудовой стаж – более 300 лет!
На протяжении многих десятилетий на железнодорожных предприятиях трудятся преданные магистрали люди. Каждый из них вносит свою лепту в развитие отрасли. Трудовые династии для железной дороги не редкость. В рефрижераторном вагонном депо Молодечно также не обошлось без семейной преемственности. Нина и Иван Жамойдины – брат и сестра, которые трудились в свое время на предприятии. Нина Ивановна – экономистом, а Иван Иванович – слесарем подвижного состава в колесном цеху. Сейчас в депо работает и дочь Ивана Жамойдина – Елена. Наш корреспондент встретился с семьей, чтобы узнать, как формировалась их династия.
Первым железнодорожником в семье стал прапрадед Елены – Леонтий Езерский. Он родился в 1879 году – в то время уже функционировала Либаво-Роменская железная дорога. Его трудовой стаж на стальной магистрали начался в 1899-м: сперва он был рабочим, а затем стал обходчиком.
Трудовой стаж семьи Езерских на стальной магистрали составляет 131 год, Жамойдиных – 181. А общий стаж династии превышает 312 лет на железной дороге!
– Железнодорожное сообщение на территории современной Беларуси началось в 1862 году, но именно та линия, где работал мой прадед, строилась позже: первый поезд на линии Полоцк – Молодечно – Лида был запущен в начале ХХ века, – поясняет Нина Жамойдина.
Размеренная жизнь Леонтия Езерского закончилась с началом Великой Отечественной войны: на тружеников стальной магистрали возложили тяжелую и ответственную работу – восстанавливать пути и стратегически важные объекты после подрывов. Железнодорожник стойко справлялся со всеми вызовами, но, к сожалению, судьба распорядилась по-своему. За считанные дни до Победы при отступлении фашистов из Молодечно Леонтий был убит прямо на рабочем месте. Проработал он 45 лет.
Его сын Михаил решил пойти по стопам отца. Еще в 1923 году в должности дорожного мастера Молодечненской дистанции пути Белостокской железной дороги он приступил к работе на участке Молодечно – Богданов…
В годы войны мастеру Михаилу Езерскому удалось сохранить переходящее Красное Знамя, за что в 1945 году и получил в Москве знак и удостоверение почетного железнодорожника.
Георгий Езерский, брат Михаила, тоже работал на железной дороге. В июне 1941-го он уехал на курсы повышения квалификации в Белосток, там застал войну и был призван на фронт. Победу встретил у берегов Эльбы, а после войны вернулся на стальную магистраль. В рефрижераторном вагонном депо Молодечно позже стала главным бухгалтером его дочь.
– Моя мама, Валентина Михайловна, в послевоенные годы была на железной дороге счетоводом-бухгалтером: с 1946-го по 1948-й (карьер Брест-Литовской дороги), с 1948-го по 1951-й (Лунинецкая дистанция пути), с 1958-го по 1961-й (ОРС Минского отделения). Трудовой стаж прерывался: были декретные отпуска, сначала родилась я, потом мой брат Иван. Но всю жизнь мама и папа – Иван Васильевич Жамойдин, который тоже трудился на стальной магистрали, – прожили вместе. Я жила в среде железнодорожников, даже не представляя о существовании иных профессий, – улыбается Нина Жамойдина.
Родной дядя Нины Ивановны – Сергей Михайлович – на стальной магистрали отработал 38 лет, в основном трудился дежурным по переезду.
Сегодня дети Ивана и Валентины Жамойдиных – ветераны железной дороги. Одна из нитей, которая связывает Ивана Ивановича и Нину Ивановну, – это работа в рефрижераторном вагонном депо Молодечно.
– Во времена СССР я работала в торговле. После развала страны торговля ушла в частные руки, и я решила перейти на железную дорогу. У меня за плечами был огромный багаж знаний, потому что я начинала с должности экономиста, а было время, когда я даже работала заместителем директора общепита. Казалось, что сложнее той работы уже ничего не бывает, потому что многие вопросы решались непросто. На дороге было намного лучше, – признается собеседница.
Нина Ивановна жила с родителями в деревне Листопады. Во время Первой мировой войны на месте дома была железнодорожная станция и даже сама площадка станции стала фундаментом для создания нового жилья.
Трудовой путь Ивана Жамойдина начался на заводе «Спутник», куда он попал сразу после учебы в Молодечненском ПТУ № 87. Потом – работа в колесном цеху рефрижераторного вагонного депо Молодечно.
– Прервала мою работу служба в армии. Отдав долг Родине, я восстановился в депо. Тогда шел набор на обучение помощником машиниста, и я решил попробовать себя. Учился в Барановичах, чуть позже в Гомеле на машиниста, а в 2004 году прошел обкатку и мог самостоятельно уже управлять локомотивом, – вспоминает Иван Иванович.
Нина Жамойдина проработала 20 лет в депо в должности экономиста, а у ее брата Ивана стаж работы на железной дороге – 37 лет.
Дочь Ивана – Елена Жамойдина – представляет уже четвертое поколение железнодорожников в семье. Как признается девушка, на магистраль ее привела судьба, ведь изначально планировала поступить на службу… в Вооруженные Силы. Но девушка поняла, что ее призвание все-таки – железная дорога.
– Я подала документы в БелГУТ на механический факультет, специальность «вагоны и вагонное хозяйство». А после учебы меня распределили в рефрижераторное вагонное депо Молодечно, где я и работаю по сей день, – говорит Елена.
Свою железнодорожную биографию собеседница начала бригадиром подсобно-заготовительного цеха. В 2018 году в семье произошло радостное событие – родилась дочь. А после декретного отпуска с 2021 года у Елены новая должность – инженер-технолог.
– Конечно, говорить насчет будущей профессии девочки еще очень рано, – улыбается девушка. – Про железную дорогу я ей рассказываю, чем-то и сама интересуется. Но вообще она у меня творческая натура, очень любит танцы.
Михаил БЕРДНИК