Оптимизация в действии
В эпоху глобализации и стремительного развития технологий важность экономии ресурсов становится все более актуальной. Поэтому на предприятиях Белорусской железной дороги активно поддерживают рационализаторов – людей, которые предлагают креативные решения и способы оптимизации процессов.
Об одной из своих успешных идей корреспонденту отраслевого издания рассказали ведущий инженер-технолог локомотивного депо Лида Александр Зенькевич и мастер цеха ремонта дизелей и гидропередач Павел Лисовский (на фото).
Покупка нового насосного вала с маркировкой 53-320-05Б/1Б для гидропередачи УГП-230 – дело затратное. Для предприятия было бы оптимальным деталь восстановить и тем самым продлить срок его службы. Таким путем и пошли герои публикации.
– На тепловозах серии ТГМ23 и машинах специального самоходного подвижного состава эксплуатируются гидропередачи УГП-230. Агрегат можно сравнить с автоматической коробкой передач на автомобиле, – объясняет Александр Зенькевич. – Узел предназначен для преобразования крутящего момента дизеля и передачи его через карданные валы и осевые редукторы на колесные пары транспортной единицы. На нашем предприятии как раз и производят плановые виды ремонта указанных гидропередач.
Масса УГП-230 превышает две тонны, а номинальная мощность достигает 250 л. с. КПД гидропередачи на оптимальном режиме работы составляет 77%.
При длительной эксплуатации УГП, а это порядка 30 лет, появляются износ и деформация резьбовой поверхности насосного вала, что вызывает отклонения в работе гидропередачи. Согласно рекомендациям производителя, во время капитального ремонта гидропередачи УГП-230 резьбовую поверхность вала под гайку М52×1,5 при износе и деформации рекомендуется восстанавливать методом наплавки. Однако специалисты локомотивного депо Лида пришли к выводу, что этот способ недостаточно эффективен. В ходе дефектоскопии в месте наплавки выявляли трещины, при наличии которых вал должен быть забракован.
– Из-за минимальной ремонтопригодности детали приходится приобретать новые, – говорит Павел Лисовский. – Закупать каждый раз валы довольно затратно, поэтому мы внесли свое новое техническое решение.
Для устранения обнаруженных недостатков и продления срока службы детали, а также снижения расходов на ремонт гидропередач Павел и Александр предложили свой способ восстановления работоспособности вала. Сначала в цеху № 17 на механическом участке обрабатывают вал до устранения следов износа и деформации, после чего производят нарезку резьбы уменьшенного размера М48×1,5. Здесь же изготавливают специальную гайку под новую резьбу.
Локомотивное депо Лида имеет богатые традиции технического творчества и является одним из лидеров на Белорусской магистрали в этой сфере. Работники предприятия ежегодно удостаиваются званий «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги» и «Лучший молодой рационализатор Белорусской железной дороги». За 2023 год в депо было внедрено 6 рационализаторских предложений, авторами которых стали 28 железнодорожников. Эффект от внедрения этих разработок составил 1,1 млн рублей.
– Вал, восстановленный согласно нашему способу, пригоден к дальнейшей эксплуатации и обеспечивает нормальную работу гидропередачи в целом. Практическая реализация этой идеи позволяет увеличить срок эксплуатации непригодных валов насосных гидропередач УГП-230, – подытожил Александр Зенькевич.
Новаторскому предложению работников локомотивного депо дали «зеленый свет» еще в прошлом году. За это время экономический эффект от использования рационализаторского предложения составил более 119 тыс. рублей.
Михаил БЕРДНИК