Февраль
Чт
13
2025

«Любовь к дорогам – с детства»

В редакцию газеты «Железнодорожник Белоруссии» пришел очень интересный гость. И беседа с этим уважаемым человеком проходила в кабинете, из окна которого открывался вид на знаковый объект столицы, его «детище», – вокзал станции Минск-Пассажирский. Знакомьтесь, заслуженный архитектор Республики Беларусь Виктор Владимирович Крамаренко. О любимой работе, главных проектах и новых планах он рассказал в интервью отраслевому изданию.

– Виктор Владимирович, столичный вокзал стал неотъемлемой частью Вашей жизни. А что еще Вас связывает с магистралью?
– Любовь к дорогам, в том числе и железным, у меня с раннего детства. Родители много лет посвятили работе в транспортной сфере. Это нелегкий, но очень важный труд, который требует самоотдачи, концентрации внимания и ответственности. Я с большим уважением отношусь к людям, которые работают в этой отрасли. Сам зачастую отдаю предпочтение поездам, поскольку это быстрое и комфортное средство передвижения. И уровень услуг, который оказывает Белорусская железная дорога, очень высокий и качественный. Многие это отмечают.
– Раз уж мы заговорили о сервисе, отмечу функциональность вокзала станции Минск-Пассажирский. Какие тонкости были учтены при проектировании здания, ставшего визитной карточкой столицы?
– Этот проект мы разрабатывали вместе с архитектором Михаилом Виноградовым и хотели, чтобы пассажирам было удобно ориентироваться здесь. Конечно, советовались с железно-
дорожниками, которые нам помогали и направляли, за что им большое спасибо.
Очень помог и опыт зарубежных архитекторов. Мы вместе с Михаилом Климентьевичем его изучали, ездили в командировки за рубеж. В итоге появился объект, аналогов которому в Беларуси еще не было. Для отопления на всех этажах была применена система подогрева пола. Это было новое решение. Также на столичном вокзале впервые в республике отделка фасадов производилась методом сухой облицовки на нержавеющих закладных деталях для предотвращения отслоения плит под действием морозов и дождей.
– Столичный вокзал полон секретов. Например, здесь есть «золотая» плитка, став на которую, можно загадать желание. Так было спланировано изначально?
– Необычную идею предложили сами работники вокзала. Место оказалось притягательным, ведь крыша здания выполнена в форме пирамиды и считается, что грани помогают концентрации положительной энергии. «Золотая» плитка ее принимает и отдает, видимо. Знаю, что многие минчане и туристы бывают в этом волшебном месте.
– Вы в профессии уже более 55 лет. Расскажите, а с чего началось увлечение архитектурой?
– Мои родители были очень внимательными и заметили, что я довольно много времени уделяю рисованию. Причем в художественную студию я не ходил. Нравилось просто писать пейзажи, портреты, натюрморты, изображать различные здания. И когда пришло время определяться с профессией, решил поступать в Белорусский политехнический институт (ныне БНТУ) на архитектурный факультет. С момента моего студенчества прошло более 60 лет. Я рад, что выбрал верное направление и нашел дело по душе.
– А какое здание спроектировали первым?
– Будучи амбициозным парнем, я использовал любые возможности для развития. И когда объявили конкурс на проект Могилевского областного театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске, решил участвовать. Несколько месяцев ушло на создание, и оно того стоило – я одержал победу! Знаете, сколько было радости и гордости, ведь автором проекта важного культурного объекта стал вчерашний выпускник института. В оформлении театра использованы белый мрамор и изящные стеклянные витражи. Утонченный дизайнерский подход был и к интерьеру театра: тщательно подбирали светильники и люстры из цветного хрусталя, нарядные панно, выкладывали лестницы из белого мрамора, орнаментальный паркет из дуба и ясеня, стены облицовывали серым туфом и розовым травертином. Все это необходимо было для целостности образа.
– Ваша малая Родина – Гродно, это один из самых красивых городов нашей страны. Как он повлиял на Ваше становление и развитие?
– Все, что мы видим в детстве и юности, оставляет отпечаток в нашей душе и формирует нас как личность. Я очень любил гулять по старой части города и наслаждаться его неповторимой архитектурой. Здесь гармонично сочетаются исторические здания, современные дома и зеленые зоны. Неудивительно, что Гродно – один из самых посещаемых туристами городов нашей страны.

Проект столичного вокзала Виктор Крамаренко разрабатывал вместе с архитектором Михаилом Виноградовым

– Хочется напомнить нашим читателям Ваши знаковые проекты. Помимо столичного железнодорожного вокзала, это Национальная библиотека Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, работы в области монументального искусства: архитектурно-скульптурный ансамбль «Рудобельская республика» в поселке Октябрьский Гомельской области, обелиск «Минск – город-герой», памятники в столице Франциску Скорине и Тарасу Шевченко, скульптурная композиция «Развiтанне» и многие другие объекты.
– К слову, о музее. Когда была поставлена задача о его проектировании, то я сразу понял, что он должен находиться именно на пересечении проспектов Машерова и Победителей, рядом с обелиском «Минск – город-герой» и Парком Победы. Лучшей локации, наверное, не было. В итоге получился органичный архитектурный ансамбль. Думаю, что в наступающем 2025 году, когда мы будем праздновать 80-летие Великой Победы, это место станет одним из главных в череде торжеств. Все-таки здесь хранится память о героическом прошлом страны, о самоотверженной борьбе народа за свою независимость и мирное небо над головой.
– Помимо зданий Вы также проектировали станцию метрополитена «Тракторный завод». В чем были особенности?
– Нюансов довольно много, но главное – сделать функциональный проект под землей. Задача не из легких. Все элементы декора ассоциируются с индустриальной тематикой. Например, торцы стен вестибюлей станции украшены декоративными композициями из металла, они олицетворяют развитие науки и техники.
– Виктор Владимирович, Вы продолжаете активно трудиться. Над каким проектом работаете сейчас?
– Кинотеатр «Москва» в Минске. Это здание было открыто в сентябре 1980 года, и кинотеатр стал не только первым широкоформатным в Беларуси, но и самым вместительным (два зала на 260 и 1070 мест). Но время потребовало обновления, повышения комфорта. Реконструкцию планируем завершить в следующем году, и зрители будут
приятно удивлены.
– Давайте перенесемся на несколько десятилетий вперед. Какой Вы видите архитектуру будущего?
– Посмотрите, как быстро меняется окружающий мир. Во многих странах появились невероятные сооружения, очень сложные по архитектуре. Здания стремятся к небу, «выросли» уже целые районы и города. Но я, если речь идет о проживании, приверженец небольших домов рядом с природой. В нашем стремительном ритме хочется спокойствия, гармонии вдали от суеты и шума. Думаю, многим это по душе.
– С одной стороны, архитектура требует фантазии, но с другой – конкретики и четкости. Кем Вы себя считаете: физиком или лириком?
– Интересный вопрос (улыбается). Поскольку я считаю архитектуру искусством, то в идеях всегда сочетаются творчество и конструктивизм. Иначе все здания имели бы утилитарный характер. Например, один из самых сложных проектов, над которым мы работали с Михаилом Виноградовым, – Национальная библиотека Беларуси, наиболее ценный объект для меня. Его внешний облик имел огромное значение. Так и «родился» наш многогранный «алмаз», сложный ромбокубооктаэдр, ставший достопримечательностью и одной из визитных карточек Беларуси. В хранилище разместилось 10,5 млн книг. К тому же это огромный мультифункциональный центр, где совместились высокие технологии, ультрасовременный дизайн, и, конечно, необычная архитектура. Национальная библиотека Беларуси, к слову, вошла в рейтинг ста архитектурных шедевров мира наряду с творениями Нимейера, Гауди, Фостера Нормана.
– В начале года Вы встречались с воспитанниками Детской железной дороги имени К. С. Заслонова. Что интересовало ребят?
– С молодежью мы говорим в основном об архитектуре. Приятно видеть парней и девушек, которые хотят узнать что-то новое. И я всегда говорю, что к выбору профессии нужно подходить очень ответственно. Смотрите, изучайте, пробуйте! В Интернете сейчас можно найти много полезной информации, книг, обучающих видео. Реализовать свой потенциал необходимо каждому. Смело стройте свое будущее и не бойтесь совершать ошибки, ведь каждый из нас – архитектор своей жизни.
– Спасибо за такую содержательную беседу, Виктор Владимирович. Поздравляем Вас с наступающим Новым годом! Что пожелаете труженикам магистрали?
– Своим коллегам-железнодорожникам желаю оставаться такими же трудолюбивыми, энергичными, амбициозными и неравнодушными к судьбе своей страны. Пусть все задуманное обязательно исполнится, а жизнь преподносит только приятные сюрпризы. Хочется, чтобы Белорусская железная дорога процветала, развивалась, наращивала сотрудничество с другими странами и осваивала новые маршруты. Здоровья всем и благополучия! С Новым годом!

Вникала в тонкости
архитектурного мастерства
Ольга ПЛЮХАЕВА

Яндекс.Метрика