Комфорт пассажира начинается с безопасности
Перестук колес и мерное покачивание вагона, крепкий чай в стакане с подстаканником и сменяющиеся пейзажи за окном… Многие выбирают путешествие на поезде именно за особую атмосферу уюта и тепла, чувство спокойствия и безопасности. А ведь большинство пассажиров, включая свет в купе или наслаждаясь комфортной температурой, даже не задумываются, что может быть иначе. Все эти удобства им обеспечивают специалисты по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов – слесари-электрики, электромеханики, аккумуляторщики. Их труд остается в тени, но очень важен. Познакомимся с одним из них. Это инженер-электроник Гомельского вагонного участка, лауреат премии имени машиниста В. А. Яцкевича Александр Греченок.
…Знаете, сколько в его рабочем арсенале наименований инструментов? Полсотни! Плоскогубцы, отвертки, пассатижи, бокорезы, длинногубцы… И все разложено так, чтобы было под рукой. На специальном столе, оборудованном для электромонтажных работ, слева лежит мультиметр, а справа – паяльник. Болтики и гайки, шурупы и шайбочки аккуратно рассортированы по емкостям. Для качественного проведения ТО-3 и текущего ремонта электронных блоков распределительно-защитной аппаратуры, устанавливаемой на вагонах, используются также различные стенды. Наверное, поэтому свой рабочий кабинет Александр Александрович уважительно называет мастерской.
За почти 30 лет работы в вагонном участке он починил и отремонтировал сотни, а может и тысячи элементов защитно-регулирующей аппаратуры, предназначенной для регулирования и управления системой энергоснабжения пассажирского вагона.
Об их функциональности рассказывает образно, с чувством, с толком, с расстановкой. Этот интерес к профессии, желание своими руками собрать схему, найти неисправность, придумать решение с годами не исчезают.
– Вот вроде блок исправен. А включаю, и он нагревается. Непорядок, – задумчиво рассуждает собеседник. – А если попробовать вот так?
Мастер сосредоточенно изучает электронный блок, похожий на планшетный компьютер, и через мгновения уверенно паяет в нужном месте микросхему. В этот момент собеседник мне напоминает врача-кардиолога, который следит за биением «сердца» пассажирского вагона.
– Можно и так сказать, – с улыбкой соглашается Александр Александрович. – Современные поезда оснащены сложным электронным оборудованием – внутренним и подвагонным. На панельных пультах управления, которые вы могли видеть в служебном купе проводника, отображается информация о состоянии систем отопления, водоснабжения и освещения, установок кондиционирования воздуха, а также ведется управление ими. При неисправности оборудования срабатывают электронные блоки регулирующей и защитной аппаратуры, и соответствующая информация выводится на сенсорный экран. Например, блок управления электроснабжением БУЭ-К, который у меня сейчас в ремонте, контролирует параметры сети питания потребителей и следит за работой генератора. Если в пути следования он выйдет из строя и защитный блок не просигнализирует об этом, то разрядится аккумуляторная батарея. Несложно представить последствия ситуации, когда в поездке, особенно в темное время суток, в поезде пропадет свет. А если перестанет функционировать сигнализация контроля нагрева букс или установки пожарной сигнализации и пожаротушения? В первую очередь под угрозой окажется безопасность пассажиров и всего состава, не говоря уже о комфортных условиях.
Источники электрической энергии (генератор, аккумуляторные батареи), преобразователи напряжения и частоты тока, аппаратура управления, установки пожарной сигнализации и пожаротушения, потребители электрического тока, система контроля нагрева букс – все узлы и агрегаты должны работать в пути следования как часы. Поэтому перед каждым отправлением вагоны проходят техническое обслуживание в объеме ТО-1. А это порядка 50 единиц ежедневно. Также специалисты участка по ремонту электрооборудования принимают непосредственное участие в подготовке вагонов к летним и зимним пассажирским перевозкам в объеме ТО-2. Еще порядка 20 вагонов в месяц, согласно графику, отправляются на единую техническую ревизию (ТО-3), при которой проверяется и диагностируется на исправность все имеющееся оборудование – внутреннее и подвагонное. Номенклатура электронных блоков регулирующей и защитной аппаратуры, которые попадают на рабочий стол к Александру Александровичу, весьма обширна. Каждый отвечает за свою зону: одни нагревают воду, благодаря исправности других без нареканий работают кондиционеры и горит свет. Например, блок защиты БЗ 142 отключает электрооборудование при отклонении контролируемых параметров от номинальных значений. А модули питания МП-24-Р и МП-24-02К предназначены для преобразования напряжения.
– На случай непредвиденной ситуации состав в рейсе обслуживает поездной электромеханик. Замечания он фиксирует в журнале установленной формы. И при проведении технического обслуживания на них обращаю внимание в первую очередь, – вводит в курс дела инженер-электроник.
Электроника – дело тонкое. Каждый панельный блок Александр Греченок проверяет по десяткам параметров согласно технической карте. Для наглядности специалист подключает такой элемент через разъемные соединители к стенду СП-142 и на монитор компьютера выводятся все данные, которые контролирует проверяемый электронный блок.
– При увеличении зарядного тока батарей свыше 70 ампер должна сработать защита и ограничить напряжение генератора. Иначе может закипеть электролит и произойдет возгорание батареи. Стенд нам показывает 68 ампер. Сделаем чуть больше – 71, и светодиоды гаснут. Значит, все в норме, – объясняет собеседник. – При тестировании на таком стенде можно также произвести корректировку электрических параметров. Тем самым проверить исправность плат, контроля токов заряда и разряда аккумуляторной батареи, схем контроля максимального тока генератора. Кроме того, стенд СП-142 позволяет произвести контроль межблочных коммуникаций.
После проверки электронных блоков Александр Александрович дает заключение о пригодности их к дальнейшей эксплуатации или необходимости ремонта. Если прибор исправен, его пломбируют и устанавливают на вагон.
Меня (автора статьи), как гуманитария, всегда удивляли люди, разбирающиеся в сложной технике и радиоэлектронике. Как можно не потеряться в таком обилии элементов? И только взглянув на плату и пару раз «ткнув» осциллографом, сказать: «все понятно!». Следом взять паяльник и воскресить вроде как «почившую» вещь? Ну не волшебство ли? Нет. Это просто крепкие знания, опыт и высокий профессионализм.
– Я еще со школьной скамьи был на «ты» с электроникой и радиотехникой, – признается Александр Греченок, и к потолку поднимается канифольный дымок. – Мои бессонные ночи! Собирал различные приемники, усилители, светомузыкальные приставки, даже телевизоры ламповые ремонтировал. В кружке радиолюбителей мы изучали различные схемы, используя радиоконструкторы. Родители мое увлечение поддерживали – выписывали журналы «Юный техник», «Радиолюбитель». После школы получил профильное образование – окончил Гомельский дорожно-строительный техникум. Как раз в 1990-м там открыли специальность «техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники».
И в 1995 году, после службы в армии, устроился в вагонный участок. С тех пор в трудовой книжке записи только с одного предприятия. Начинал учеником электрика, набравшись опыта и уверенности, самостоятельно чинил электроприборы, а с 2010-го тружусь инженером-электроником.
Александр Греченок – мастер своего дела! Он знает все о ремонте электрооборудования, установленного в различных моделях пассажирских вагонов, как с системой электрического напряжения 54 В, так и в новых, прошедших капитально-восстановительный ремонт, оснащенных энергосистемой Э12 (110 В постоянного тока). Такие вагоны оборудованы современными системами климатического контроля, обеззараживания воды и воздуха, экологически чистыми туалетными комплексами, информационными табло, розетками, а в индивидуальном освещении применяются светодиодные светильники.
– С другой стороны, работа с новой техникой подразумевает более высокий уровень квалификации. Поэтому знания приходится постоянно пополнять, – объясняет герой материала. – Читаю техническую литературу, смотрю тематические видео, кстати, в Интернете можно найти много нужной информации. Электрооборудование вагонов требует постоянного внимания. Ошибок допускать нельзя. Работа очень ответственная, от качества ее выполнения зависит безопасность движения поездов. И я горжусь, что мои знания этому способствуют.
Лидия
СТАШКЕВИЧ