Найти точку опоры
Нынешний год для Детской железной дороги имени К. С. Заслонова будет юбилейным: 9 июля 2025-го она отметит 70-летие. За прошедшие годы малая Белорусская стала центром притяжения для тысяч ребят, которые решили связать жизнь с этой мощной отраслью. Воспитанники продолжают получать знания в профильных учебных заведениях, успешно работают на предприятиях БЖД и строят карьеру. В новой рубрике мы расскажем о тех, кто в разное время осваивал здесь азы железнодорожных профессий, трудился и выбрал своим делом стальную магистраль.
Он был одним из первых выпускников Детской железной дороги имени К. С. Заслонова. Анатолий Кривчик бережно хранит свое удостоверение воспитанника малой Белорусской, с удовольствием вспоминает то счастливое время и отмечает, что ДЖД научила его ответственности, умению работать в команде и помогла определиться с выбором пути.
Ветеран магистрали, отдавший БЖД более полувека, до сих пор помнит, как к ним на урок в школу пришли инструкторы малой Белорусской.
– Тогда Детская железная дорога только начинала свою работу, набирала первых воспитанников. Мы с друзьями заинтересовались этим предложением, к тому же моя мама трудилась билетным кассиром на БЖД до войны. Вагончики в поездах были деревянными, стрелки переводили вручную, а учебный процесс проходил прямо в здании вокзала станции «Парк культуры» (ныне станция «Заслоново»), – с ностальгией вспоминает о юношестве Анатолий Петрович. – Все наши инструкторы имели большой опыт работы на разных предприятиях столичного узла. С уважением ребята относились к начальнику ДЖД Николаю Иосифовичу Козловскому – грамотному специалисту, очень тактичному человеку, всей душой преданному магистрали. Ему было важно, чтобы каждый воспитанник вынес что-то полезное из занятий, чему-то научился.
В пример новичкам ставили лучших. В их числе оказался и Анатолий Кривчик. Ему даже довелось стать героем телевизионного сюжета. Молодого человека пригласили в телецентр на площади Победы… и соорудили прямо в студии рабочее место дежурного по станции. 14-летний юноша не стушевался, вел себя естественно, рассказал об учебе на малой Белорусской и навыках, которые могут получить ребята, о железнодорожных профессиях. Сюжет показали в новостной программе 2 мая 1956 года. Дома у Кривчиков не было телевизора, поэтому дебютное выступление парня они смотрели у соседей. Мама гордилась сыном, и он не скрывал своей радости, уже чувствуя себя железнодорожником. Точку опоры дала ДЖД.
К концу учебного года Анатолий твердо решил связать жизнь с магистралью. Дело осталось за малым – выбрать для подачи документов одно из четырех отраслевых учебных заведений.
– Определиться помог инструктор малой Белорусской Виталий Нелипович. Он подробно рассказал о каждом заведении и порекомендовал выбрать Брест. Учиться мне нравилось, особенно увлекали практические занятия. Несмотря на то, что переехал в другой город, старался навещать малую Белорусскую, которая стала очень близкой и важной, – делится собеседник. – По распределению пришел работать в Минскую дистанцию пути, тогда же решил продолжить учебу в БИИЖТе (ныне БелГУТ), потому что хотел развиваться и профессионально расти. Учился с желанием, ведь базовые знания у меня были – спасибо наставникам малой Белорусской, педагогам брестского отраслевого техникума и моим родным за поддержку и понимание.
в это время Анатолий продолжал изучать свою родословную, которой увлекся еще будучи подростком. Узнал он немало интересного. Так, прадед по материнской линии Данила Иванович принимал участие в строительстве Либаво-Роменской железной дороги, был артельным старостой (ныне это бригадир пути) на станции Минск. Дед Степан Данилович более четырех десятков лет работал служащим на магистрали. Так что тяга к дороге передалась и следующим поколениям. Анатолий гордился, что продолжает этот путь. Своими чувствами он с радостью делился с Ниной – они познакомились во время учебы в гомельском вузе. Очаровательная девушка покорила молодого человека добротой, искренностью, начитанностью. Вскоре они поженились и начали строить жизнь в столице. Нина Кузьминична много лет работала техником в Минской дистанции пути, а также инженером-конструктором Дорожного строительно-монтажного треста. Их сын Сергей более четырех десятилетий трудится ремонтником искусственных сооружений в столичной дистанции пути. Старший внук Денис после окончания БелГУТа на этом предприятии был семь лет монтером, затем бригадиром пути. Младший внук Валентин стал артистом-вокалистом Белорусского государственного академического музыкального театра. Общий стаж этой династии железнодорожников уже превышает 220 лет!
– Каждый делает свой выбор сам. Не всем удается сразу встать на верную дорогу. Мне вот повезло, чувствовал эту тягу, а с ней двигаться легче, – признается Анатолий Петрович. – Я начинал путейцем и дорос до главного инженера. И спустя много лет после окончания учебы на малой Белорусской судьба меня вновь с ней сводила (улыбается). Несколько раз я проверял готовность Детской железной дороги к летнему сезону перевозок. Конечно же, не упускал возможности пообщаться с ребятами, поделиться накопленным профессиональным опытом, давал советы.
Ветеран не раз подчеркивал в разговоре, что многое здесь изменилось в лучшую сторону. О тренажерах и других технических новинках они в детстве даже и не мечтали. Сейчас же школьники быстро осваивают современные технологии, с легкостью управляются с компьютерами и сами становятся инициаторами креативных предложений, участвуют в конкурсах и побеждают. Об этом ветеран не раз читал на страницах газеты «Железнодорожник Белоруссии». Приятно, что на ДЖД в конце учебного года самым усердным, трудолюбивым и дисциплинированным ребятам вручают грамоты, нагрудные знаки, называют лучших по профессии. Мероприятие превращается в большой праздник, который навсегда остается в памяти выпускников и всех воспитанников малой Белорусской.
Если Вы были выпускником или работником ДЖД и хотите поделиться своей историей, ждем Вашего звонка в редакцию по телефону 8 (017) 225-23-63, либо сообщите информацию на e-mail: plyholga2000@gmail.com
Рубрику ведет
Ольга ПЛЮХАЕВА