Февраль
Чт
13
2025

«Я просто люблю свою работу…»

Ее знают, пожалуй, все постоянные пассажиры поезда межрегиональных линий бизнес-класса сообщением Минск – Могилев. И даже те, кто пока не относит себя к этой категории, обязательно обращают внимание на красивую, приветливую и всегда тактичную молодую женщину. «Хозяйки вагонов» – так называют их коллеги. Но с появлением на железной дороге современного подвижного состава их по праву можно считать хозяйками поезда.

– Обычно по этому маршруту следует ДП3, который обслуживает один проводник, – поясняет проводник пассажирского вагона Могилевского вагонного участка Наталья Шуманькова. – Проверка билетов, реализация чайной и кондитерской продукции, оформление необходимой документации, поддержание порядка во время следования поезда – все это входит в обязанности проводника. Планку в 10 тыс. шагов я преодолеваю уже к обеду. Если полная посадка, значит, нужно обойти порядка 160 пассажиров, уделить внимание каждому и не допустить конфликтных ситуаций.
Садится в поезд человек в плохом настроении или потенциальный скандалист – проводник может определить чуть ли не сразу. Таким пассажирам – первоочередное внимание. Но это не значит, что кого-то из купивших билет Наталья Шуманькова и ее коллеги имеют право обойти стороной. Их главная задача – найти подход к любому пассажиру и обеспечить ему комфортную и безопасную поездку.
– Это моя работа, и я сама ее выбрала, – говорит железнодорожница. – Всегда хотела быть проводником, но сложилось так, что в 2006 году устроилась на производство, работала в швейном цехе. И только в 2018-м смогла осуществить свою мечту. Увидела объявление и пришла в Могилевский вагонный участок. После обучения какое-то время была стажером. Закрепили меня за проводником Екатериной Ковалевской, которая все очень доступно и подробно объясняла. Первая моя поездка была в Брест, довелось также ездить в Москву, были в то время такие прицепные вагоны. Кстати, с ними связаны и, пожалуй, самые интересные воспоминания.
В период проведения международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» этот поезд доставлял в город над Западной Двиной зрителей, участников и гостей форума, среди которых было немало знаменитостей. Например, видела Алену Ланскую, группу «На-На» и других звезд. На современные дизель-поезда перешла 1 февраля 2023-го. До этого некоторое время стояла перед выбором: остаться или уйти из профессии. Но я себе сказала: «Ты же мечтала быть провод-ником, поэтому иди до конца!».
Проводника Наталью Шуманькову можно встретить в составах, следующих на Гомель, Полоцк, но чаще всего она обслуживает поезд межрегиональных линий бизнес-класса Минск – Могилев. К современному подвижному составу привыкла, но пассажиры, нет-нет, да поинтересуются, почему чай не в стеклянном стакане и, главное, без подстаканника.
– Так сильна в людях эта ассоциация, – улыбается собеседница. – Время не стоит на месте. Изменился подвижной состав и даже пассажиры уже другие. Они привыкли к комфорту, стали требовательнее. Большинство едет с электронными билетами. Но неизменным осталось то, что люди отдают предпочтение железной дороге. И молодежь, и пенсионеры говорят, что поезд – это надежно и удобно.

На каких столпах держится профессия проводника, Наталья Шуманькова усвоила с первых дней работы: ответственность, культура общения, чистота и… внешний вид. «Вы лучший проводник», «Рады, что вы сегодня с нами едете», – такие слова от постоянных пассажиров она слышит часто.

Благодарят за обслуживание устно и письменно. Некоторые обращают внимание на прическу, макияж и удивляются, сколько же на это уходит времени?
– Обычно женщины высказываются по этому поводу. Подмечают все, даже то, что я все время улыбаюсь.
В чем секрет? Не знаю, может, в том, что мне нравится моя работа. Посадка начинается, и я будто включаюсь. Если взаимодействуешь с людьми, значит, должен соответствовать. Пассажиры ценят такое отношение, благодарят, а это очень мотивирует, – говорит железнодорожница.
Родные уже привыкли к тому, что ее не бывает дома в праздничные или выходные дни. Однако от домашних обязанностей Наталья Юрьевна себя не освобождает. Старший сын Владислав окончил электротехнический колледж и трудится по специальности. Младший Евгений учится в 9 классе и, как мама, решил связать свою судьбу с магистралью, но пока не определился с профессией.
2024 год был богат на поездки и общение. Но моей собеседнице он запомнился еще и тем, что ее фотография была занесена на отделенческую Доску почета. Завершая беседу, проводник пассажирского вагона Могилевского вагонного участка Наталья Шуманькова с улыбкой резюмирует: «Я действительно люблю свою работу и своих пассажиров. Ситуации бывали разные, но я никогда не жалела, что пришла на железную дорогу. Просто сбылась моя мечта!».

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика