Апрель
Ср
30
2025

«Чеканя шаг, шел по брусчатке Красной площади…»

1418 трудных дней и ночей Великой Отечественной войны пережил ветеран Белорусской магистрали, в прошлом ревизор-инструктор финансовой службы Управления дороги Георгий Андреев. День Победы встретил в ходе уничтожения курляндской группировки врага. А 24 июня 1945 года в составе сводного полка Ленинградского фронта прошел по Красной площади Москвы на Параде Победы.

Переполняло чувство радости Георгий Илларионович был не только постоянным читателем газеты «Железнодорожник Белоруссии», но и сотрудничал с отраслевым изданием в качестве внештатного автора. В одном из номеров сохранился его очерк-воспоминание о самом памятном для него дне – Параде Победы в Москве:
«В конце мая 1945 года меня и еще пятерых представителей от артиллерии отправили на подготовку к параду в сборный пункт в Риге. Здесь мы прошли курс молодого бойца по строевой подготовке. Потом переехали в Москву, в Алешинские казармы. Был уже июнь. И снова занятия по строевой подготовке по 6 – 8 часов в день. Сначала отделением, затем ротой, батальоном, полком. Последними занятиями (2-3 дня) командовал маршал, Герой Советского Союза Леонид Александрович Говоров. Плацом для подготовки стали улицы Набережная и Краснопольская. Москвичи очень душевно относились к нам. А ребятишки ходили по пятам. То и дело приносили воду, которая вскоре потом выступала на гимнастерках. Настроение и у нас, и у москвичей было приподнятое.
Предпоследняя репетиция прошла на центральном аэродроме. А генеральная состоялась на Красной площади 22 июня.
24 июня все сводные полки заняли исходные позиции, с которых им предстояло строевым шагом маршировать мимо мавзолея В. И. Ленина. Каждому из них были подобраны свои марши, наиболее любимые воинами фронтов.
24 июня 1945 года в 8.00 – завтрак, в 9.00 мы начали движение из казарм на Красную площадь. В 9.30 заняли исходную позицию. Ровно в 10.00 из Спасских ворот на белом коне появился маршал Георгий Жуков. С другой стороны площади навстречу ему выехал маршал Константин Рокоссовский. Примерно на середине они встретились. Командующий парадом доложил о готовности войск, а затем состоялся объезд сводных полков.
И вот наш полк, чеканя шаг, проходит мимо мавзолея. Впереди полк Карельского фронта, за нами – 1-й Прибалтийский, три Белорусских, четыре Украинских, сводный полк Военно-морского флота. Когда прошли фронтовые сводные полки, батальон из 200 человек под барабанную дробь бросил к подножию мавзолея В. И. Ленина 200 знамен немецко-фашистской армии.
После парада все, кто желал, получили три дня увольнения для знакомства с Москвой.
Затем дорога в Ленинград. Маршал Леонид Говоров планировал провести парад и в северной столице. Но с полпути нас отправили по своим частям. По прибытии в родные пенаты мне предоставили месячный отпуск. После отпуска – служба. Был знаменосцем своей родной 26-й гвардейской ордена Суворова I степени артиллерийской бригады 8-й Краснознаменной Витебской артиллерийской дивизии.
Никогда не сотрутся в памяти огненные версты войны. И заканчивая рассказ, хочу пожелать, чтобы тот Парад Победы был последним на нашей многострадальной земле».

«Пол-Европы прошагали, пол-Земли»

Как сам часто говорил Георгий Илларионович, географию он изучал не только по школьным учебникам – пришлось, как в песне: «Пол-Европы прошагали, пол-Земли».
На службу в армию Георгия Андреева призвали за год до начала Великой Отечественной войны. Служить начинал связистом, затем был направлен в разведку артбатареи 301-го гаубично-артиллерийского полка резерва Главного командования бывшего Белорусского военного округа. В ее составе защищал от гитлеровцев подходы к Минску.
В своих воспоминаниях он очень горевал о погибших друзьях-однополчанах: «Всякое довелось познать в годы войны. И горечь отступления, и гибель боевых товарищей, и долгожданное наступление. Тяжелейшее испытание пришлось пережить, отступая по родной земле. И морально, и физически. С первых боев, что велись под Столбцами, испытал потери друзей-однополчан. Помнится, после выхода из окружения со 108-й стрелковой дивизией отходили до Соловьевской и Ратчинской переправ на Днепре. Из части в 1,5 тыс. человек осталось около шестисот, а из тридцати шести пушек – девять».

г. Москва, 24 июня 1945 г.

После переформирования частей в феврале 1942 года Георгия Андреева зачислили связистом в 10-й гвардейский артиллерийский полк. В годы Великой Отечественной войны связь играла ключевую роль в сражениях. Без своевременно доставленных донесений и разведданных, переданных в штаб полка, отданных распоряжений, невозможно было одержать Победу. Кроме того, хорошо налаженная связь позволяла скорректировать совместные действия передовых частей и максимально эффективно использовать огонь артиллерии. Зачастую прокладывать проводную связь от переднего края до батареи, а также восстанавливать поврежденный снарядами или осколками провод связистам приходилось под бомбежками и обстрелами.
Старший телефонист Андреев принимал активное участие в Смоленском сражении, в Калининской оборонительной операции и в наступлении на ржевско-вяземском направлении. Первую боевую награду, медаль «За отвагу», получил в 1942-м, за то, что во время ведения огня артиллерии один работал на трех телефонных аппаратах. Отлично передавал все команды и приказания, не раз протягивал линию вперед при продвижении советских войск вслед за немцами и находился всегда впереди. Боевую награду бесстрашному бойцу вручил командующий артиллерией 22-й армии генерал-майор Чудин.
«А после была победная дорога домой – в Беларусь. Сколько радости было, когда ступили на родную землю! – вспоминал Георгий Илларионович. – Освободили Витебск, Полоцк, Оршу, Шклов, а потом и Прибалтику очистили от оккупантов».

На груди – орден Славы III степени

Уже в звании старшего разведчика-наблюдателя Андреев в составе 26-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта прошел с боями Латвию и Литву. Сохранился наградной лист, где за подписью командира бригады гвардии-майора Хоменко указано, что в наступательных боях «товарищ Андреев показал образец мужества, решительности, стойкости и находчивости». Он обнаруживал огневые позиции врага и докладывал командиру. От точности его сведений во многом зависел успех военных операций.
В сентябре 1944 года, находясь на наблюдательном пункте в районе хуторов Заса, Берзкалны, вместе с командиром дивизиона капитаном Степановым осуществлял наблюдение за концентрировавшим силы противником. После непродолжительной артподготовки пошли в атаку танки и автоматчики. Андреев оперативно обо всем доложил командиру батареи. Благодаря высокой точности его донесений было уничтожено 7 танков и около взвода автоматчиков. Через 2 часа противник снова бросил в атаку 15 танков, 8 бронетранспортеров и до роты пехоты – об этом Андреев так же доложил командиру. От огня советских орудий враг потерял еще 2 танка, 2 бронетранспортера и до 30 солдат и офицеров. За успешно проведенную операцию многие однополчане Георгия Илларионовича были отмечены боевыми наградами. А его представили к ордену Славы III степени.

Из приказа Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина: «В ознаменовании Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначен 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-морского флота и Московского гарнизона – Парад Победы. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать парадом Маршалу Советского Союза Рокоссовскому».

8 мая в 22.43 по центральноевропейскому времени (в Москве было уже 9 мая, 00.43) в предместье Берлина Карлсхорст в здании бывшей столовой военно-инженерного училища был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Война в Европе была официально окончена! Однако отдельные группировки нацистских войск по-прежнему оказывали сопротивление. Так, в западной части Латвии – Курляндии по-прежнему продолжали раздаваться выстрелы. Ликвидировать Курляндскую группировку было поручено Ленинградскому фронту, куда вошли части расформированного 2-го Прибалтийского.
В учебниках по истории эту операцию часто называют финалом Великой Отечественной войны. Среди советских бойцов, поставивших в ней последнюю точку, был и старший разведчик-наблюдатель белорус Андреев. А через несколько недель в составе сводных полков, чеканя шаг, он шел по брусчатке Красной площади. «Это было высочайшее доверие. Переполняло чувство радости, и безмерная гордость охватывала в тот момент», – вспоминал Георгий Илларионович. Его боевой путь отмечен различными наградами, в том числе орденом Отечественной войны I степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
В 1946 году Андреев уволился в запас и устроился на Белорусскую железную дорогу. 30 лет он отработал ревизором-инструктором финансовой службы Управления. Воспитал замечательных учеников. Был активистом ветеранской организации, участвовал в патриотическом воспитании учащейся молодежи. Не стало храброго разведчика и талантливого железнодорожника в 2008 году.

Лидия СТАШКЕВИЧ

Яндекс.Метрика