Добрых слов достоин каждый
На протяжении многих десятилетий лунинецкие путейцы обеспечивают безопасное движение поездов по вверенному им участку магистрали. Корреспондент отраслевого издания побывал на предприятии по случаю его 85-летнего юбилея.
Эффективность в механизации
Зона обслуживания коллектива Лунинецкой дистанции пути охватывает пять районов: Столинский, Лунинецкий, Ганцевичский, Ляховичский и Житковичский. Предприятие играет ключевую роль в поддержании безопасности и эффективности транспортной инфраструктуры «первого» (Брестского) региона.
В состав дистанции входят 12 линейных околотков и несколько специализированных участков, каждый из которых отвечает за определенные аспекты эксплуатации и обслуживания железнодорожного полотна: дефектоскопии, участки по эксплуатации и ремонту машин, механизмов и оборудования, по ремонту искусственных сооружений, а также по содержанию и уборке зданий и сооружений.
– Основная наша задача – это содержание в исправном состоянии пути, а также сооружений, устройств и технических средств, что является залогом безопасности движения поездов, – рассказывает начальник дистанции Артём Кипцевич. – На производительность труда коллектива прямое влияние оказывает внедрение средств комплексной механизации и четкое соблюдение технологий ремонтно-путевых работ. Все это повышает качество ремонта и текущего содержания железнодорожного полотна.
В дистанции пути Артём Михайлович работает с 2008 года. Свой профессиональный путь железнодорожник начинал с должности монтера пути, потом трудился бригадиром, дорожным мастером, затем стал главным инженером, а в 2022-м возглавил коллектив. За эти годы на предприятии существенно обновилась техника: у путейцев появились современные домкраты, рихтовщики, а также такие электроинструменты, как, например, шпалоподбойки, аккумуляторные гайковерты и другие.
Наш собеседник отмечает, что такое техническое переоснащение значительно упростило их работу:
– Если раньше надо было тянуть электростанцию, станок, как-то перемещать всю аппаратуру, то сейчас два человека запросто справятся с возложенными на них задачами.
Развитие материально-технической базы и инвестиции в обновление и модернизацию оборудования позволяют не только увеличивать производительность труда, но и повышать квалификацию работников, что, в свою очередь, существенно снижает текучесть кадров.
Помимо технических вопросов значительное внимание в дистанции уделяют условиям труда. Профилактика травматизма, выполнение заданий по улучшению рабочих мест и охраны труда имеют первоочередное значение.
– В этом направлении проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия, которые способствуют поддержанию хорошей физической формы и безопасности наших работников, – подчеркивает руководитель.
С 2016 года в зоне обслуживания дистанции идет активная переукладка пути с деревянного основания на бетонное. Эти работы осуществляет коллектив предприятия «Ремпуть Белорусской железной дороги», которому активную помощь оказывают лунинецкие путейцы. В 2023 году на «бетон» переуложили 7 км пути, а в прошлом – порядка 3,5 километра. Начальник дистанции отмечает, что это многократно окупится: на содержание железнодорожного полотна не нужно будет тратить столько материальных и трудовых ресурсов.
– Лунинецкая дистанция пути – это не только важный элемент транспортной инфраструктуры региона, но и пример эффективного предприятия. В условиях быстро меняющегося мира использование современных технологий и внимание к человеческому фактору становятся особенно важными для успеха любой организации, – подчеркивает заместитель начальника дистанции Виталий Кужко.
Стандарты работы
Предприятие также обеспечивает целостность и безопасность железнодорожной инфраструктуры. Одно из важнейших направлений его деятельности – содержание, техническое обслуживание и капитальный ремонт различных объектов.
– Зона нашей ответственности охватывает не только главные и станционные пути, но и стрелочные переводы, искусственные сооружения, земляное полотно и здания, находящиеся на балансе, – объясняет ремонтник искусственных сооружений Александр Калютич. – Это требует от команды определенной квалификации и профессионализма.
Александр Иванович – еще один опытный работник предприятия: в Лунинецкой дистанции пути он трудится уже 18 лет. За это время неоднократно был удостоен звания «Лучший по профессии» в Барановичском отделении. К слову, в нынешнем году аналогичной награды по итогам 2024 года удостоены сразу пять лунинецких путейцев! И это неудивительно, ведь на предприятии ведется системная работа по повышению квалификации кадров. А это в первую очередь способствует эффективному и качественному выполнению коллективом профессиональных обязанностей, благодаря чему ему удается справляться со всеми поставленными задачами.
Гарантия комфорта и безопасности
Работники дистанции регулярно проводят осмотры состояния путей и стрелочных переводов. Это позволяет оперативно выявлять потенциальные проблемы и предотвращать аварийные ситуации. Их упреждение является ключевым аспектом деятельности предприятия. К примеру, поддержание правильной геометрии путей – задача не из легких.
– Выправка пути как в плане, так и в профиле служит гарантией свободного и комфортного движения поездов, – отмечает монтер пути Руслан Лазарев. – Чтобы осуществить это, используются шпалоподбойки: границы участка пути отмечаются мелом, затем необходимо нарисовать стрелку, направленную внутрь зоны выправки. Дальше путь корректируется согласно меткам.
Регулировка ширины колеи, одиночная замена скреплений и шпал, замена переводных брусьев, ремонт железнодорожных переездов и другие манипуляции также входят в список обязательных работ путейцев.
Для выявления скрытых дефектов рельсов и элементов стрелочных переводов применяется специальный диагностический комплекс – дефектоскопная тележка. Она может определять внутренние повреждения в головке и шейке рельса, а также в проекции шейки в подошву рельса. Информация о состоянии металла выдается в виде изображения на экране и определенных звуковых сигналов в наушниках оператора.
– Во время работы я слышу звуки разной тональности, которые сигнализируют об активизации одного или нескольких каналов контроля, – объясняет оператор дефектоскопной тележки Евгений Кохович. – В среднем понадобится несколько месяцев обучения, чтобы человек, ранее не работавший с аппаратом, понял принцип ее действия и смог различать сигналы.
После записи электронные протоколы контроля (дефектограммы) отправляют на расшифровку.
Коллектив Лунинецкой дистанции пути соблюдает высокие стандарты качества и надежности. За последние 10 лет балльность обслуживаемых им участков пути снизилась с 50 до 11 единиц, да и бетонного основания с каждым годом становится все больше. Благодаря усилиям лунинецких путейцев железнодорожный транспорт продолжает оставаться надежным и безопасным способом передвижения для миллионов пассажиров и многочисленных грузов.