Слов на ветер не бросал
25 февраля исполняется 120 лет со дня рождения легендарного партизанского командира Алексея Клещёва.
…Утром 14 июля 1944 года город Пинск был полностью освобожден от фашистских оккупантов, а 18 июля тысячи пинских партизан вместе с частями Красной армии и подразделениями Днепровской флотилии торжественно проходили мимо трибуны на городской площади Ленина, демонстрируя свою готовность сражаться до полной победы над фашизмом.
Пинчане тепло приветствовали прославленных партизан, во главе которых в генеральском мундире шагал Герой Советского Союза Алексей Ефимович Клещёв. Рядом с ним шли генерал, Герой Советского Союза Василий Захарович Корж и другие прославленные партизанские командиры. Самодельные транспаранты рапортовали жителям освобожденного города: за три года народные мстители Пинщины уничтожили тысячи гитлеровцев, разгромили 59 вражеских гарнизонов, разбили сотни автомашин и танков, взорвали десятки железнодорожных мостов, повредили 519 км телефонно-телеграфной линии связи, пустили под откос много железнодорожных эшелонов, вывели из строя Днепро-Бугский канал…
Уже после войны Алексей Ефимович напишет в своих воспоминаниях: «Эти успехи были одержаны партизанами в неравной борьбе с хвалеными фашистскими вояками… За сухими и лаконичными цифрами боевых итогов скрываются колоссальные трудности. Партизаны Пинщины выстояли в неравной борьбе и вышли победителями потому, что их справедливая борьба была частицей общей борьбы всего нашего народа…».
Сегодняшний наш рассказ – об одном из самых известных руководителей партизанского движения в Беларуси, видном хозяйственном организаторе и руководителе Алексее Ефимовиче Клещёве.
Родился он в бедной крестьянской семье 25 февраля 1905 года в деревне Михновичи ныне Калинковичского района Гомельской области. В юношеские годы учился в железнодорожном училище, сельскохозяйственной школе, работал в хозяйстве отца. Самостоятельный трудовой путь начал в 1924 году секретарем, а затем председателем Беседского сельсовета Копаткевичского района. Алексей Ефимович с задором собирал вокруг себя актив, много внимания уделял проведению собраний крестьян, деятельности комиссий сельского совета, закреплению депутатов за населенными пунктами. Под его руководством состоялись значительные мероприятия по землеустройству, внедрению многопольных севооборотов, кооперативному строительству.
В 1927 году Клещёва призвали в Красную армию. Служил он в 16-м корпусном артиллерийском полку Белорусского военного округа в Могилеве. Армия стала для молодого мужчины хорошей школой обучения и воспитания.
После увольнения в запас с 1930-го по 1939 год работал директором Шкловской, Дриссенской и Меховской МТС. В сентябре 1939-го был направлен в Пинскую область начальником областного земельного отдела. На этой должности и застала его война.
Когда гитлеровская Германия вероломно напала на СССР, Алексей Ефимович по решению ЦК КП(б)Б остался на оккупированной территории, чтобы наладить подпольную партийную работу и организовать партизанское движение.
В середине июля 1941 года Клещёв был приглашен в Мозырь. На окраине этого города в старом кирпичном домике размещалась одна из оперативных групп ЦК КП(б) Б во главе с секретарями Владимиром Ванеевым и Иосифом Рыжиковым. А на рассвете следующего дня Алексей Ефимович отправился в Гомель, где в то время находился Центральный Комитет Коммунистической партии Беларуси.
Он прибыл туда под вечер. В городе уже были слышны приглушенные взрывы. По всему стало понятно, что огненный вал войны подкатывался и к Гомелю.
Алексей Клещёв дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, был депутатом Верховного Совета БССР многих созывов. К нему как к народному избраннику обращались рабочие, колхозники, учителя, ученые с просьбами и замечаниями. Только в 1949 году на его имя поступило более 5,5 тыс. писем, и ни одно из них он не оставил без внимания.
Клещёва принял первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пантелеймон Пономаренко. Он встречался с Алексеем Ефимовичем еще в 1939 году, но тогда были встречи не такие, да и обстановка иная. Сейчас ему хотелось более обстоятельно узнать человека, которому предстояло действовать в тылу врага. Пономаренко попросил Алексея Ефимовича коротко рассказать и о себе, и о боях в Пинске. Он сообщил, что в Минскую область уже отправлены первые добровольцы-подпольщики во главе с Василием Ивановичем Козловым. Готовятся к нелегальной работе новые группы. Из-за линии фронта поступают сообщения о боевых успехах партизанских групп Бумажкова, Шмырева, Коржа…
Василия Коржа Клещёв хорошо знал. С ним доводилось встречаться до войны. Василий Захарович в составе партизанского отряда Кирилла Орловского принимал участие в боях на территории Западной Беларуси с белогвардейскими антисоветскими отрядами генерала Булак-Балаховича и лидера эсеров Бориса Савинкова. Также в составе партизанского отряда воевал на стороне республиканцев в Испании в 1937-м. Так что лихой товарищ!
Пономаренко согласился с такой оценкой: Корж – боевой командир. Так и шли они дальше сквозь войну – вместе.
Правда, осенью 1941 года Алексей Ефимович перешел линию фронта, но уже через несколько месяцев вернулся в тыл врага уполномоченным ЦК КП(б)Б
и Белорусского штаба партизанского движения по Пинской области. По инициативе Клещёва были подобраны и направлены в районы уполномоченные подпольного обкома партии, созданы подпольные райкомы партии, а также Пинский горком КП(б)Б. Был налажен выпуск областной газеты «Полесская правда» и трех межрайонных газет. Они освещали боевые действия партизанских отрядов, рассказывали о героической работе народа в советском тылу, победах Красной армии на фронтах Великой
Отечественной войны.
В ноябре 1942 года отдельные отряды были объединены в партизанское соединение Пинской области общей численностью до 2 тыс. партизан. С каждым месяцем оно пополнялось новыми отрядами, более многочисленными становились созданные ранее. В первой половине 1943 года на Пинщине действовало уже семь партизанских бригад. К лету 1944-го Пинское соединение выросло в 3,5 раза.
В результате целенаправленной работы был обеспечен большой партизанский резерв. В период проведения немецкими оккупантами карательных операций крестьяне вместе с народными мстителями шли в леса и, находясь там, принимали участие в боевых операциях. Как вспоминал Клещёв, «для всех находилась работа. Старые, которые хорошо знали местность, были проводниками. Мужчины, вооруженные пилами и топорами, уничтожали связь. Находилась работа и для подростков: они успешно оттягивали телефонные провода в лес. Каждый человек вносил свою долю в разгром фашистов, весь народ шел в атаку на врага».
Клещёв легко сближался с людьми. Многих партизан он знал поименно. Его уважали за прямоту, отзывчивость, верность данным обещаниям. В разговорах с людьми Алексей Ефимович был прост, откровенен, слов на ветер не бросал. Несмотря на свою огромную занятость, находил время поговорить с человеком, опустошенным внезапно свалившимся на него горем, пройти по подразделениям, выступить с докладом… Эти качества Клещёва знали многие.
…Кроме рельсовой диверсионной войны здесь, на Пинщине, нужно было развернуть еще и шлюзовую. И Алексей Ефимович стал знакомить боевых товарищей с замыслом новой боевой операции… Прежде всего, как считал он, надо прекратить нападения на одиночные корабли и транспорты Днепро-Бугского канала. А когда гитлеровцы успокоятся, партизаны тем временем подготовят новый удар. Пинские шлюзы – это сонные артерии гитлеровского речного флота, питающего свои армии смертоносным грузом, а нацистскую Германию – награбленным советским добром. Взорвать их – значит лишить врага важнейшей речной рокады, сковать его маневр на огромном пространстве Восточного фронта…
…Лесными тропами днем и ночью, в ясную погоду и в метель шли к шлюзам Днепро-Бугского канала разведчики и подпольщики, коммунисты и беспартийные, старики и женщины из окружающих деревень Пинского, Ивановского и Дрогичинского районов. Они нанимались там на работу, проникали на военные объекты, вступали в опаснейшую борьбу с гестапо.
В конце февраля 1943 года партизанские отряды неожиданным ударом захватили Овзичский шлюз и, уничтожив гарнизон охранников, взорвали его. Гитлеровцы срочно усилили другие, но это их не спасло. В марте были взорваны Ляховичский и Радогощский шлюзы, а позже – Дубой и Переруб, вместе с гарнизонами, охранявшими их. В то же время не ослабевали удары партизан и в других районах области.
9 мая 1943 года в полдень Алексей Ефимович заканчивал письменный доклад в Белорусский штаб партизанского движения о боевых действиях пинчан. «…Взорваны все важнейшие шлюзы Днепро-Бугского канала, – говорилось в письме. – Уровень воды в нем на протяжении 120 километров снизился до 60 сантиметров, 129 военных судов фашистской речной флотилии «засушены» в Пинском порту…».
За время работы в тылу Алексей Ефимович стал крупным организатором партизанского движения, хорошо овладел тактикой партизанской борьбы. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 16 сентября 1943 года одному из десяти командиров партизанских формирований Белорусской ССР А. Е. Клещёву присвоено воинское звание «генерал-майор». В начале 1944-го за образцовое выполнение правительственных заданий в тылу врага, проявленные при этом отвагу и героизм и за особые заслуги в развитии партизанского движения в Беларуси он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1944 года Алексей Клещёв – первый секретарь Пинского, а с 1946-го по 1948 год – Полоцкого обкомов КП(б)Б. Он часто бывал в особо пострадавших районах и пристально следил за строительством жилья в городах и селах. В результате только в Полоцкой области в течение 1947-го и 1948 годов было построено 24 280 жилых домов. Из землянок переселились около 100 тыс. колхозников и членов их семей.
В 1948 – 1953 годах Алексей Ефимович возглавлял Совет Министров Белорусской ССР. Много внимания он уделял вопросам восстановления народного хозяйства и создания новых отраслей в республике – тракторо- и автомобилестроения. Вся его деятельность была направлена на развитие промышленности, подъем эффективности сельскохозяйственного производства, укреплению материально-технической базы колхозов.
С 1961 года Клещёв был на пенсии, но до последних дней жизни не оставлял активную общественную работу: поддерживал связь с трудовыми коллективами, занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи, являлся членом Советского комитета ветеранов войны, Комитета советско-польской дружбы.
Скончался Алексей Ефимович 13 декабря 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем героя-партизана названы Пинский гидромелиоративный техникум, улица в Полоцке. На здании райсельхозтехники в Шклове, где он работал, установлена мемориальная доска.
Анатолий СЛОНЕВСКИЙ