Надежная опора государства
Ушедший год для кадровых и идеологических подразделений Белорусской магистрали был весьма насыщенным. Не менее ответственные задачи возложены на них и в 2025-м – как в вопросах сохранения высококвалифицированных кадров, так и в реализации важнейших общереспубликанских и дорожных мероприятий. Об этом говорил на итоговом совещании с представителями профильных служб Управления, отделов отделений магистрали заместитель начальника государственного объединения «Белорусская железная дорога» Петр Стоцкий.
Несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию в мире, отразившуюся в том числе на транспортной отрасли нашей страны, железнодорожники в прошлом году приложили все усилия для выполнения целевых показателей, удовлетворения потребностей населения и предприятий в перевозках. Важнейшим элементом стабильного функционирования магистрали является опытный высококвалифицированный персонал. Особые требования – к работникам, чья деятельность напрямую влияет на безопасность движения поездов, от кого зависят жизнь и здоровье пассажиров, сохранность грузов. В этой связи задача кадровых подразделений магистрали – максимально рачительно использовать имеющиеся трудовые ресурсы, не допускать оттока ценных специалистов, при необходимости – оперативно заполнять образовавшиеся вакансии. На это нацелил присутствующих начальник профильной службы Управления БЖД Игорь Крюковский. Он проинформировал о том, что на конец 2024 года коллектив магистрали насчитывал порядка 60 тыс. человек.
Активизирована деятельность по укомплектованию штата пред-приятий и организаций (количество принятых на работу в прошлом году увеличилось на 20% в сравнении с 2023-м).
Из года в год отмечается тенденция роста уровня образования железнодорожников по всем категориям (от рабочих до руководителей), снижается доля практиков. Кроме того, на дороге всегда большое внимание уделялось росту профессиональной грамотности персонала. Так, в 2024-м увеличилось число работников, повысивших свою квалификацию, прошедших переподготовку.
После окончания учебных заведений на Белорусскую магистраль в минувшем году пришли более 1,2 тыс. выпускников. Они олицетворяют собой будущее железнодорожного транспорта, новые идеи и перспективы. Расширение мер морального и материального стимулирования, по мнению начальника службы, позволит повысить показатель закрепления молодежи на дороге.
Подтверждением актуальности совершенствования идеологической работы является Директива Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 года № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины».
Стабильно высоким остается коэффициент использования перспективного кадрового резерва, куда входят и молодые работники БЖД. Обращаясь к присутствующим, Игорь Крюковский указал на важность тщательного подбора кандидатов для внесения их в резерв, учитывая при этом не только профессиональные, но и моральные качества, степень заинтересованности в карьерном росте, активную гражданскую позицию и т. д.
В ходе совещания также было указано на необходимость активизации и повышения эффективности профориентационной работы в средних общеобразовательных учреждениях для привлечения абитуриентов к получению образования на условиях целевой подготовки. Особое внимание – транспортным классам, где ребятам еще в школе дают базовые знания о функционировании стальной магистрали. Они – перспективный кадровый ресурс БЖД. На это указал и заместитель начальника БЖД Петр Стоцкий. Он подчеркнул, что работа с молодежью – один из важнейших элементов деятельности кадровых подразделений. Вчерашние выпускники учебных заведений, приходя на БЖД, должны ощущать поддержку на всех уровнях, видеть возможности профессионального роста. Добиться этого можно в том числе за счет активного использования перспективного кадрового резерва.
Среди основных задач на текущий год Петр Васильевич обозначил сохранение и рациональное использование высококвалифицированных кадров, занятых в перевозочном процессе, свое-временное комплектование вакансий по востребованным профессиям и должностям, приведение штатной численности в соответствие с объемом выполняемых работ, тщательный подбор персонала, повышение эффективности использования кадрового резерва, постоянное и всестороннее информирование трудовых коллективов о ситуации на дороге и в стране. Он также призвал кадровые подразделения активнее выдвигать работников БЖД на представление к награждению отраслевыми и государственными наградами. В прошлом году ими были удостоены почти 1,4 тыс. железнодорожников. «Но эта цифра могла быть большей, у нас трудится много достойных людей!» – подчеркнул Петр Стоцкий.
О роли идеологии и направлениях ее совершенствования на БЖД рассказал руководитель профильного отдела Управления Белорусской магистрали Андрей Боровой. Он напомнил, что данный термин закреплен в Конституции нашей страны, а в соответствии со статьей 4 этого документа обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью белорусского общества. В ушедшем году в рамках осуществления идеологической работы основное внимание уделялось разъяснению государственной внутренней и внешней политики, воспитанию чувства патриотизма и гордости за принадлежность к своей стране, сохранению ее богатой истории, культуры и традиционных ценностей белорусского народа. Также среди задач идеологической вертикали было и остается укрепление кадрового потенциала, повышение уровня корпоративной сплоченности, обеспечение стабильного морально-психологического климата в трудовых коллективах, социальная поддержка работников, ветеранов войны и труда.
В прошлом году на высоком организационном уровне были реализованы все запланированные мероприятия – патриотические, культурно-массовые, спортивные, в том числе приуроченные к Году качества, 80-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 30-летию белорусской государственности и института Президентства.
Также среди актуальных направлений работы докладчик обозначил укрепление положительного имиджа Белорусской магистрали. В этом отношении ушедший год для ряда организаций, обособленных структурных подразделений и работников стал весьма продуктивным.
Одна организация признана лидером энергоэффективности Республики Беларусь – 2024 в дорожно-транспортной отрасли, другой железнодорожной организации присуждена Евразийская премия в области транспорта и логистики «Магистраль Awards 2024» в номинации «Надежный международный партнер». Еще одному железнодорожному предприятию вручен диплом 1-й степени республиканского конкурса «Лидеры в строительстве Республики Беларусь – 2024» в номинации «Объект года в области промышленного строительства».
22 творческих коллектива и исполнителя КСЦ магистрали стали победителями и лауреатами 57 фестивалей и творческих конкурсов, 11 команд организаций БЖД заняли первые и призовые места в 22 спортивных соревнованиях различного уровня.
Пяти железнодорожникам объявлена Благодарность Президента нашей страны, одному – Благодарность главы Администрации Президента Беларуси, двое работников БЖД удостоены медали «За трудовые заслуги», два предприятия и пять железнодорожников занесены на районные Доски почета.
В 2025 году необходимо продолжить активное участие в имиджевых мероприятиях, направленных на воспитание корпоративной гордости, повышение производительности труда и выполнение доведенных показателей. На это же направлены и дорожные конкурсы профессионального мастерства, которые проводятся ежегодно по 126 профессиям и специальностям.
Большое внимание уделялось информированию работников отрасли, разъяснению аспектов государственной внутренней и внешней политики, ситуации на дороге, патриотическому воспитанию молодежи, вопросам кибербезопасности, противодействия экстремизму и т. д. Эти и другие актуальные темы обсуждались в ходе Дней информирования, а также на диалоговых площадках, участие в которых принимали представители органов государственного управления и общественных организаций. Кроме того, материалы, направленные на укрепление положительного имиджа страны и Белорусской магистрали, на регулярной основе размещаются в отраслевом печатном издании, на официальном интернет-сайте БЖД, в ее официальных аккаунтах в соцсетях, а также в телеграм-каналах организаций дороги.
Железнодорожники всегда занимали активную гражданскую позицию и оставались надежной опорой государственной власти. Одним из свидетельств этого является рост членства в общественном объединении «Белая Русь» и в одноименной партии.
Не отстает и молодежь: по итогам прошлого года число членов ОО «БРСМ» на дороге тоже увеличилось. В целом, отметим, что Белорусская железная дорога – хорошая площадка для старта и самореализации. Здесь созданы все условия, чтобы молодые железнодорожники могли проявить себя не только на производстве, но и в спорте, общественной жизни. Для них проводят конкурсы на лучшую молодежную локомотивную и поездную бригаду, конкурс молодежных инициатив, спортивные соревнования, творческие фестивали.
Кроме того, трудящаяся молодежь вовлечена в патриотическую работу. Активисты ОО «БРСМ» поддерживают в надлежащем эстетическом состоянии более 200 памятных мест, закрепленных за железной дорогой, сотрудничают с ветеранскими организациями и Дорожной организацией БЖД Белорусского Красного Креста по оказанию необходимой помощи бывшим труженикам магистрали, находящимся на заслуженном отдыхе. Участвуют в проведении патриотических проектов.
Среди наиболее знаковых Андрей Боровой отметил два российско-белорусских патриотических проекта, посвященных Великой Отечественной войне: «Поезд Памяти», реализованный под эгидой Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также «Поезд Победы».
Свыше 47 тыс. человек посетили экспозиции этого передвижного музея, который побывал в 23 городах нашей страны
На территории нашей республики проект осуществлялся при поддержке Администрации Президента Беларуси и активном содействии Республиканского волонтерского центра.
Сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне на БЖД уделяется большое внимание. В трудовых коллективах регулярно организуются тематические встречи и собрания, в том числе с представителями Генпрокуратуры, где железнодорожников знакомят с новыми данными, полученными в ходе расследования дела о геноциде белорусского народа. На вокзалах и других объектах инфраструктуры в прошлом году проходили патриотические акции, флешмобы с участием работников, ветеранов дороги, воспитанников малой Белорусской. Также были организованы походы и экскурсионные поездки по местам боевой славы, посещение исторических и культурных памятников нашей страны. В текущем году данная работа будет продолжена.
Одним из важнейших направлений деятельности идеологической вертикали на всех уровнях является социальная поддержка неработающих пенсионеров-железнодорожников. Несмотря на все трудности, в прошлом году была в полном объеме выполнена Комплексная программа «Забота», утверждаемая приказом начальника дороги. В настоящее время на учете состоит 31,2 тыс. ветеранов. К сожалению, время неумолимо, и сегодня в рядах железнодорожников осталось только 12 живых свидетелей той страшной войны. «Это золотой фонд магистрали. И наша общая
задача – окружить их вниманием, оказать поддержку», – подчеркнул Андрей Павлович.
В своем выступлении он также затронул ряд других актуальных тем. Это организация подписки на ведущие республиканские и отраслевые печатные издания, взаимодействие со СМИ, развитие официального интернет-сайта БЖД, ее аккаунтов в социальных сетях, в телеграм-канале. Работа по данным направлениям в прошлом году была улучшена. В среднем ежемесячно в соцсетях размещается более 3,5 тыс. постов и видеороликов, которые в целом набирают порядка 5 млн просмотров. В настоящее время общее количество подписчиков на официальные аккаунты БЖД в соцсетях, телеграм-каналы организаций Белорусской магистрали, газеты «Железнодорожник Белоруссии» превысило 84 тыс. человек, что на 16 тыс. больше, чем за первый квартал 2024-го. Это свидетельствует о росте популярности данных источников информации и улучшении качества контента.
Подводя итоги, докладчик напомнил, что в 2025-м мы отметим 80-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Также текущий год объявлен в стране Годом благоустройства.
– С учетом этого нашими главными задачами в 2025-м являются дальнейшее повышение качества работы по реализации идеологии белорусского государства, обеспечение стабильного морально-психологического климата в трудовых коллективах, воспитание молодых работников на лучших традициях железнодорожников, оказание максимального внимания и социальной поддержки нашим уважаемым ветеранам, а также проведение всех запланированных мероприятий на самом высоком организационном и профессиональном уровне, – акцентировал внимание присутствующих Андрей Боровой.