Май
Вт
13
2025

Слушая голос пути

Представителей этой профессии называют глазами и ушами железнодорожного полотна. Большую часть времени они проводят под открытым небом и в постоянном движении, оставаясь при этом всегда внимательными даже к мелочам.

– Мы начинаем осматривать рельсы буквально с того момента, как только их уложили, – поясняет оператор дефектоскопной тележки Могилевской дистанции пути Сергей Куткович. – Проверяем головку рельса, шейку – наши тележки выявляют все дефекты.
В XIX – начале ХХ века за состояние железнодорожного полотна отвечали путевые обходчики. Дефектоскопы появились в 1930 годах, а массово использоваться стали с 1950-х и с тех пор не раз доказывали свою необходимость. Как и специалисты, которые с ними работают. Несмотря на наличие современной техники, без участия человека никак не обойтись. Он отвечает за регулярную проверку, наладку и регулировку работоспособности тележки, своевременное техобслуживание всех съемных устройств. Основа всего – ультразвуковой дефектоскоп. Есть также баки для воды, которая образует на рельсах пленку, что позволяет приборам работать точнее. Общий вес такого устройства – более 70 кг. Пропуская поезд, в течение смены тележку устанавливают и снимают с пути несколько раз.
– Новые рельсы проверяем реже, а те, что «постарше», чаще. По длинной плети, которая лежит на «бархатном пути», просто спокойно идешь и слушаешь. Есть сигнал – остановился. А если путь стыковой, тогда двигаться нужно медленно, чтобы каждый стык просмотреть, проверить каждую наплавку. На это времени тратится больше. Дефектоскопия – дело не из легких, важна не столько теория, сколько наработанный опыт, – поясняет собеседник. – Дефектоскоп посылает рельсу звуковой сигнал, получает его отражение и сравнивает с эталоном. Раньше было два звука – прямой и наклонный, а сейчас в наушники идут 9 сигналов. Нужно внимательно слушать и одновременно смотреть на экран – на нем видно, какой канал сработал. Особая концентрация внимания требуется, например, весной, когда проявляется больше всего дефектов.
В моей практике было такое, что находил рельсы уже фактически с изломом, которые еще держались на перьях подошвы и сигнализация не показывала проблему. Я сделал все по инструкции: оперативно созвонился с мастерами, путейцы быстро организовали замену, график движения поездов не был нарушен. Такие опасные повреждения обнаружить непросто. Собственно, для этого мы и ходим.
Операторы работают в паре. Первый тщательно осматривает рельсы, болты, накладки, а второй все время в наушниках, слушает звуки, идущие от дефектоскопа. За смену они проходят примерно 8-9 км, за год набегает более тысячи! Преодолеть такое расстояние по шпалам и гравию, невзирая на погодные условия, толкая перед собой тяжелую дефектоскопную тележку, под силу людям с редким самообладанием. Несмотря на прочность, рельс постоянно подвергается огромным нагрузкам. В нем может возникнуть порядка 100 видов изъянов, и найти их под силу только дефектоскопистам.
В дистанции пути Сергей Куткович трудится в общей сложности более 30 лет. А попал сюда по совету товарища. Когда-то азам будущей профессии Сергея Алексеевича обучали старшие коллеги, а теперь уже и он делится опытом с молодежью. Своим наставником его могут назвать оператор дефектоскопной тележки Алексей Галкин, совсем недавно получивший пятый разряд, и Виталий Хаматов, который в настоящее время трудится дорожным мастером участка дефектоскопии.
В своей семье Сергей Алексеевич – не первый железнодорожник. Он вспоминает, как по дороге в школу не раз проходил мимо того места, где среди других путейцев работал его дедушка Павел. Имеет отношение к магистрали и сын моего собеседника. Александр окончил Смоленский филиал Московского государственного университета путей сообщения, в настоящее время трудится на Могилевском вагоностроительном заводе. Отца и сына объединяют не только родство и сфера деятельности, но еще и общее хобби.
– Я с детства увлекался рыбалкой и заинтересовал ей Александра. Он маленькую рыбку никогда ловить не любил. Я ему показал, что нужно делать, и с тех пор он только большую ловит, – улыбается Сергей Алексеевич. – А что касается моего личного рейтинга, то в нем, например, есть щука весом 8,7 кг. Все знают, что сом – ценная и вкусная рыба. Он охотится ночью, но мне удалось днем поймать экземпляр в 5,2 кг. Был и жерех весом более 6 кг. Уха из него просто обалденная! А самая капризная рыба, пожалуй, судак – его непросто поймать: можешь бросать приманку в воду, а он даже не возьмет. Несколько лет назад мне довелось ловить в Днепре чехонь. Как она там оказалась, непонятно, но сейчас ее у нас уже вроде не встречают.
Составляющих у богатого улова немало: хорошие места и снасти, погодные условия, мастерство самого рыбака и, конечно, удача. «Обычно ловим здесь, в Могилеве. Но если узнали про новую локацию – собираемся и едем», – делится Сергей Куткович. Сын Александр в своем увлечении пошел дальше отца и принимает участие в соревнованиях по лову рыбы. Есть у Сергея Алексеевича еще одна страсть – охота. «Лоси, олени, кабаны, зайцы… В этом зимнем сезоне даже добыл волка. Все официально, никакого браконьерства. Готовим потом разные блюда из дичи. Сын берет на заметку рецепты известного сербского шеф-повара Сержа Марковича – получается очень вкусно», – уверяет Сергей Алексеевич и с улыбкой добавляет: «Рыбак да охотник – дома не работник». Но это утверждение, скорее, из разряда легкой самокритики, ведь помимо работы и хобби есть еще домашние дела, дача, где очень нужны крепкие мужские руки. А управляется со всем этим беспокойным хозяйством супруга Сергея Кутковича Татьяна. Их семейный союз длится почти 38 лет. Вместе пройдено немало, есть сын и двое внуков. Школьница Полина – человек творческий: любит танцевать, создает картины в технике алмазной мозаики. Шестилетний внук Артем еще ищет себя. Дедушка и папа пытались привлечь его к рыбалке, но пока тщетно. Как знать, может быть в будущем его захватит романтика железных дорог?
– Конечно, хочется, чтобы молодые люди выбирали магистраль, как это сделало когда-то наше поколение. Нужно их всячески привлекать. Ведь железная дорога требует особых людей, ответственных и увлеченных своим делом. А всему, что нужно, мы научим! – уверяет Сергей Куткович.

Елена
ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика