Декабрь
Ср
11
2024

Экономить и повышать эффективность

В условиях непростой экономической конъюнктуры и нарастания конкуренции Белорусская железная дорога в 2016 году сделает ставку на оптимизацию расходов и повышение привлекательности своих услуг. Стратегию и тактику достижения таких целей обсудили участники итогового заседания технико-экономического совета, прошедшего на базе локомотивного депо Минск.

Мероприятие прошло с участием министра транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолия Сивака, начальника дороги Владимира Морозова, руководителей и представителей органов государственного управления, организаций Белорусской.

37Технологии роста

Перед началом совещания министр и начальник дороги посетили цехи локомотивного депо Минск. Специалисты предприятия представили современнные технологии и подвижной состав.
– Систему управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ТОРО) мы применяем несколько лет и успели оценить ее полезность, эффективность, – рассказал начальник локомотивного депо Минск Сергей Котовский. – Этот автоматизированный комплекс обеспечивает ряд преимуществ.
По его словам, в частности, благодаря системе ТОРО появилась возможность уменьшить бумажный документооборот, повысить контроль использования материально-технических ценностей. Кроме того, были созданы предпосылки для повышения эффективности планирования и проведения ремонтных работ.
С учетом полученного положительного эффекта, сообщил министру Владимир Морозов, рассматривается возможность внедрения аналогичной автоматизированной системы и на других предприятиях дороги. Как предполагается, широкое внедрение ТОРО позволит улучшить качество ремонта, повысить эффективность использования материально-технических и трудовых ресурсов.
В ходе ознакомления с работой предприятия также продемонстрировали мотовоз МПТ-4 1993 года выпуска. Машину капитально отремонтировали в локомотивном депо Минск, некоторую помощь оказали и другие предприятия дороги. При таком подходе на реализацию проекта потратили значительно меньше средств, чем в том случае, если бы обратились к заводу, не входящему в структуру Белорусской магистрали.
Участников итогового заседания ТЭСа также познакомили с опытом использования в локомотивном депо Минск новых локомотивов серии ТМЭ. Сейчас в маневровой работе задействовано около двух десятков единиц такого подвижного состава, среди них преобладают мощные ТМЭ1. Благодаря обновлению парка в столичном депо удалось вывести из обращения машины, выработавшие свой ресурс. В итоге смогли не только уменьшить эксплуатационные расходы, но и улучшить условия труда локомотивных бригад.

5Важный вклад

Для железнодорожников, отметил Владимир Морозов в выступлении на заседании ТЭСа, 2015 год был непростым в первую очередь из-за влияния негативных внешних факторов. Они сказались на уровне грузо- и пассажирооборота, формировании доходной базы, экспорте услуг. Однако несмотря на это, работники магистрали выполнили все заявки клиентов, перевезли более 1,4 млн. вагонов грузов (в среднем в сутки – 3,9 тыс. вагонов). Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 87,1 млн. пассажиров.
– По итогам минувшего года на долю железнодорожного транспорта приходится 62% в грузообороте, 36% –в пассажирообороте, почти 25% – в объеме экспорта транспортных услуг по республике, – сообщил руководитель магистрали. – Наш вклад в ВВП страны – порядка 2,2%, в бюджет в виде налогов и отчислений перечислено 3,8 трлн. рублей.
Начальник дороги обозначил ряд вопросов, которые требуют самого пристального внимания. В частности, необходимо постепенно уходить от перекрестного субсидирования, то есть покрытия убытков по одним видам деятельности, в первую очередь пассажирским перевозкам, за счет других, высокорентабельных. Нивелирование дисбаланса зависит не только от способности железнодорожников оптимизировать издержки и повысить уровень окупаемости некоторых услуг, но и готовности государственных органов, уполномоченных регулировать железнодорожные тарифы, более тесно увязывать их с показателями инфляции и динамикой обменного курса рубля.
Значительные объемы низкостоимостных грузов (строительных, сельскохозяйственных, лесоматериалов и других) перевозятся Белорусской железной дорогой по тарифам, установленным Министерством экономики ниже себестоимости. Только за 2015 год объем указанных перевозок составил 42,9 млн. тонн (46% от всех экспортных, импортных, внутриреспубликанских).

67Трансграничный интерес

Руководитель магистрали потребовал вывести на принципиально новый уровень работу с клиентами в сфере перевозки грузов. Это касается как вопросов совершенствования тарифной политики, так и повышения качества сервиса, предложения широкого спектра конкурентоспособных, привлекательных услуг, более эффективного использования транзитного потенциала.
С учетом особой важности транзитных перевозок Белорусская железная дорога развивает сотрудничество с зарубежными партнерами. Для этого, в частности, провели ряд конференций, совещаний, тематических круглых столов, а также представили потенциал магистрали на международных специализированных выставках и конференциях, организованных в России, Германии, Китае и других странах.
В 2015 году дорогой на высоком уровне было обеспечено проведение 62-го заседания Совета по железнодорожному транспорту, в рамках которого прошла международная социальная акция «Поезд Дружбы ветеранов войны против нацизма».
– В 2016 году в сфере международной деятельности дороге необходимо обеспечить решение ряда приоритетных задач, – обратил внимание Владимир Морозов. – Ключевой из них является эффективная реализация положений Директивы Президента «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» в части железнодорожного транспорта и транспортной логистики. Особое внимание требуется уделить транзитным контейнерным перевозкам грузов в направлении Китай – Западная Европа в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути».
Следует также продолжить совместную работу с железнодорожными администрациями и пассажирскими компаниями соседних государств по установлению конкурентоспособных тарифных условий для сохранения пассажиропотока в международном сообщении.
Активное сотрудничество с иностранными компаниями позволило достигнуть завершающей стадии в осуществлении ряда технических проектов. Во взаимодействии с Литовскими железными дорогами начата реализация последнего этапа проекта организации скоростного сообщения Минск – Вильнюс.

Скорость и комфорт

В минувшем году в сфере пассажирских перевозок особой популярностью у населения пользовались поезда городских линий, которыми перевезено 3,3 млн. человек, или почти на 30% больше, чем в 2014-м. Значительное влияние на это оказало произошедшее в ноябре открытие движения таких поездов по новому направлению – в сообщении Минск – Смолевичи.
Поездами региональных линий бизнес-класса воспользовались более 2 млн. человек (рост на 20,2%), межрегиональных линий бизнес-класса – около 1 млн. (почти в 1,5 раза больше). И это свидетельствует о востребованности путешествий с повышенным комфортом и сокращением времени в пути. В 2015 году был реализован очередной этап ускорения поездов межрегиональных линий, обеспечивающих связь между столицей и областными центрами: Брестом, Витебском и Гродно. С учетом спроса пассажиров увеличена частота обращения поездов в сообщении между Минском и Могилевом по выходным дням.
В прошедшем году диверсифицированы направления следования пассажирских поездов в Краснодарский край и на юг Украины. В сотрудничестве с российскими коллегами были предприняты дополнительные меры для снижения стоимости билетов в перевозках между двумя странами, а также применения дифференцированных тарифов. Развитие тарифных планов и маркетинговых инициатив позволило дополнительно привлечь на железнодорожный транспорт более 319 тыс. человек.
Продолжается внедрение инновационных систем продажи проездных документов. На дороге установлено 74 платежно-справочных терминала самообслуживания для реализации по банковским платежным карточкам проездных документов на поезда региональных линий экономкласса и городских линий. Только за минувший год в этих терминалах было выдано около 500 тыс. проездных документов, что по сравнению с предыдущим годом больше в 2,2 раза. С использованием сети Интернет в минувшем году пассажирами оформлено около 1,5 млн. заказов (рост на 38,8%). Удельный вес онлайн продаж в общем объеме реализации увеличился с 6,5% (в 2014-м) до 10% (в 2015-м). По итогам нынешнего года предполагается нарастить данный показатель до 15%.

62Проекты перемен

В сфере грузовых перевозок продолжается поиск новых решений оптимизации хозяйст-венной деятельности. Для сокращения расходов по-прежнему актуален вопрос пересмотра действующих технологических процессов и повышения уровня их автоматизации, что является одним из наиболее эффективных способов повышения качества, управляемости и снижения эксплуатационных затрат.
Для повышения качества процессов планирования и управления вагонным парком в 2016 году необходимо приступить к разработке автоматизированной системы пономерного расчета показателей принадлежности к железнодорожным администрациям, единому парку и собственникам вагонов. Предполагается реализовывать и другие проекты.
В 2015 году Белорусской железной дорогой освоены инвестиции в основной капитал в размере 3,5 трлн. рублей. Наибольший объем (2,6 трлн. руб.) направлен на капитальное строительство, что составило 74,2% от общего объема таких вложений.
– Завершена реализация значимых для развития инфраструктуры объектов строительства, – напомнил Владимир Морозов. – Среди них – «Автоблокировка участка Осиповичи – Жлобин. 2-я очередь строительства», «Удлинение приемоотправочных путей парка Е станции Орша-Центральная», «Станция Ситница Белорусской железной дороги. Развитие. 2-я очередь строительства», «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи. 2-я очередь. Участок Гомель – Жлобин». Продолжается осуществление проектов «Микропроцессорная централизация Жлобинского узла», «Модернизация устройств электрической централизации и автоблокировки на участке Жлобин – Гомель».
На станции Придвинская завершается строительство отечественной микропроцессорной централизации «Днепр» с испытанием в ее составе электронного интерфейса управления напольными устройствами. Данная система соответствует всем требованиям нормативной документации Беларуси. В дальнейшем планируется внедрение МПЦ «Днепр» и на главном ходу магистрали.
Приступили к реализации проекта «Электрификация направления Молодечно – Гудогай – госграница». Он осуществляется для повышения транзитной привлекательности участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории нашей страны.
В целом по итогам 2015-го ввели в эксплуатацию 31 объект капитального строительства. На обновление подвижного состава за минувший год направлено почти 470 млрд. рублей.
Благодаря масштабным капиталовложениям удалось за последние годы добиться снижения износа основных средств. В 2016-м планируется освоить около 4,8 трлн. рублей, из них на строительство переходящих объектов будет израсходовано порядка 54%, на приобретение подвижного состава – 44% от общего объема инвестиций.

Кадровый приоритет

В нынешнем году, как и прежде, самое пристальное внимание планируется обратить на обеспечение безопасности движения поездов, безусловное соблюдение требований по охране труда. Дополнительные меры предпримут для повышения уровня знаний работников, повышения эффективности их деятельности.
– Подготовка квалифицированного персонала является важной составляющей стратегии устойчивого развития отрасли, – обратил внимание руководитель магистрали. – Отлаженный механизм взаимодействия с транспортными учреждениями высшего, среднего специального, профессионально-технического образования позволил решить задачи обеспеченности необходимыми кадрами. Только в минувшем году на Белорусскую железную дорогу прибыло почти 1,5 тыс. выпускников учреждений образования, что составляет 19% от вновь принятых на работу, из них около 300 человек – с высшим образованием.
Возрастает роль непрерывного профессионального обучения кадров, повышаются требования к качеству получаемых знаний. Для решения этих задач организована работа Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. В 2015-м там обучили почти 2,5 тыс. человек по 32 профессиям. В то же время подготовка кадров по рабочим профессиям непосредственно в условиях производства составляет около 70%, что требует от организаций самого серьезного и ответственного подхода к обеспечению качества обучения.
Было усилено внимание к повышению профессионального уровня руководителей и специалистов, занятых в сфере внешнеэкономической деятельности, логистики и маркетинга, бизнес-планирования.

58Затратный акцент

– В 2016 году внешние негативные факторы необходимо компенсировать системной работой по повышению эффективности нашей деятельности, – потребовал Владимир Морозов. – Одной из основных задач должно стать ограничение роста затрат.
Достигнуть поставленной цели предполагается за счет совершенствования технологий, сокращения непроизводительных расходов, оптимизации среднесписочной численности (в том числе работников вспомогательных служб, административно-управленческого персонала). Кроме того, необходимо отказываться от непрофильных видов деятельности, повысить эффективность инвестиций в основной капитал.
– Во всех организациях утверждены детальные планы мер по снижению затрат в 2016 году, – напомнил Владимир Морозов. – Задача руководителей и специалистов всех уровней – обеспечить их качественную реализацию, сэкономленные средства направлять на производственные и инвестиционные нужды, гарантировать безопасность движения поездов.

Еще ближе к клиентам

Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, подводя итоги заседания ТЭСа, поблагодарил железнодорожников за плодотворную работу в 2015 году.
– В непростых условиях вы сделали максимум возможного, – заявил он. – Поэтому я считаю, что работу дороги можно признать удовлетворительной.
Вместе с этим он потребовал активизировать деятельность по некоторым направлениям. В частности, необходимо от «размытости» ответственности переходить к ее персонализации, жестко спрашивать с конкретных исполнителей за решение поставленных задач.
Очень важно выходить на новый уровень и во взаимодействии с клиентами в сфере перевозки грузов. Для этого в каждом отделении дороги должны сформировать команды профессионалов, которые будут заниматься маркетингом, логистикой, бизнес-планированием. Такая активизация нужна не только в Беларуси, но и за ее пределами. Очень важно предлагать услуги потенциальным клиентам там, где формируются крупнейшие грузопотоки – в Китае, Германии, других странах. Объем перевозок контейнерными поездами через Беларусь из года в год растет. Однако такое увеличение должно быть более интенсивным.
Анатолий Сивак отметил снижение доли вклада БЖД в транспортную отрасль страны по валовой добавленной стоимости: с 27,1% в 2014 году до 25,9% по итогам 2015-го. Он призвал задействовать все резервы для того, чтобы переломить такую негативную динамику. Для этого, в частности, можно более эффективно использовать производственный и трудовой потенциал предприятий магистрали. По его мнению, некоторые из них должны активнее участвовать в тендерах, предлагать свои услуги сторонним организациям.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика