Февраль
Вс
16
2025

От рабочих спартакиад до олимпийских вершин

В январе исполняется 80 лет со дня образования физкультурно-спортивного общества «Локомотив». Эта одна из самых популярных спортивных организаций внесла немалую лепту в развитие физической культуры в стране. Об этом беседуем с почетным железнодорожником, заслуженным тренером БССР и председателем ДСО «Локомотив» в 1964 – 1994 годах Викентием Романовским.

11– Викентий Адамович, давайте вспомним, как зародилось спортивное общество железнодорожников.
– Спортивное общество создавалось по инициативе рабочих Московского узла на базе небольшой группы энтузиастов Клуба Октябрьской революции. Оно объединяло разрозненные коллективы физкультуры различных железнодорожных предприятий и станций. А в январе 1936 года в Москве состоялось учредительное собрание, на котором было образовано Всесоюзное общество «Локомотив» и утвержден его устав. Рождение спортивной организации приветствовали первый секретарь Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов Николай Шверник и Маршал Советского Союза Семен Буденный. С тех пор отсчитывает свое появление и наше дорожное спортивное общество «Локомотив». Правда, первые активные шаги в развитии физкультуры начинались в Гомельском железнодорожном узле, где еще в 1927 году построили стадион и состоялся большой спортивный праздник. А через два года там прошла первая международная встреча по футболу между сборной города, в составе которой были преимущественно железнодорожники, и командой рабочих из Германии. В тридцатые годы появились стадионы в Брестском, Могилевском и Осиповичском узлах.
– Когда спорт вошел в Вашу жизнь?
– Я с детства начал заниматься спортом. Бегал на дистанции 800 и 1500 метров. После школы окончил Белорусский государственный институт физической культуры. Работал преподавателем в одной из школ Молодечно, затем заведующим отдела физкультуры и спорта обкома комсомола, инструктором отдела учащейся и студенческой молодежи ЦК комсомола республики. Но большая часть моей трудовой деятельности связана с Белорусской железной дорогой. С 1964 года на протяжении тридцати лет мне выпала честь руководить ДСО «Локомотив». В те годы железнодорожники с большим размахом создавали материальную базу – стадионы, спортивные залы, плавательные бассейны, стрелковые тиры, лыжные базы, игровые площадки. В ряды физкультурников и спортсменов вступили тысячи тружеников магистрали.
– Высоко отмечена Ваша организаторская работа в должности руководителя спортивного общества. В числе наград – две Почетные грамоты Верховного Совета БССР, орден «Знак Почета», четыре медали…
– Я всегда опирался на команду единомышленников, людей, преданных своему делу. Отмечу таких физкультурных работников, как заслуженный учитель БССР Николай Морозов, заслуженный тренер республики Эрнст Еременко, заслуженный деятель физической культуры БССР Петр Злотников, а также Владимир Глебок, Валерий Половченя, Евсей Гохман, Алексей Котиков, Николай Кончиц, Вячеслав Жихор, Александр Шевяко, Александр Малофеев…

В белорусском обществе «Локомотив» подготовлены сотни мастеров спорта СССР, в том числе и международного класса, победителей и призеров республиканских, всесоюзных и международных соревнований. Безусловно, вершиной спортивного успеха являются Олимпийские игры. Их участниками стали гомельчане Надежда Мариненко (Мельбурн, 1976 г.) и Николай Киров – бронзовый призер Олимпиады в Москве в 1980-м.

Назову и тренеров, добившихся заслуженного успеха. Это Виктор Ярошевич (Брест), вырастивший олимпийскую чемпионку Юлию Нестеренко, Валерий Воронцов (Могилев), воспитавший олимпийскую чемпионку Оксану Менькову, Эдита Гурская (Могилев), подготовившая призера олимпиады Андрея Михневича, Александр Шайдаров (Орша), Петр Бабей (Гомель)…
На дороге успешно осуществлялась комплексная программа оздоровления железнодорожников и членов их семей. На многих предприятиях создали группы общефизической подготовки, проводилась производственная гимнастика. Наша физкультурная организация была отмечена в числе лучших на сети по внедрению комплекса ГТО.

Николай Киров под номером 707 финиширует третьим. Москва, 1980 г.

Николай Киров под номером 707 финиширует третьим. Москва, 1980 г.

В рабочих коллективах проводились соревнования и спартакиады. Особенно популярными были соревнования среди родственных предприятий. К примеру, спортсмены локомотивных депо состязались на приз имени Героя Советского Союза Константина Заслонова.
Успешно развивался хоккей с шайбой. Помнится, в 1975 году команда Гомельского электротехнического завода стала чемпионом БССР. Важную роль в этом сыграли руководитель завода Николай Голубенко и тренер, председатель Гомельского райсовета «Локомотив» Александр Шевяко. Первенство дороги по хоккею с шайбой в те годы проводилось ежегодно.
В 1986 году большим и радостным событием для нас стало награждение дорожного спортивного общества в связи с 50-летием высшей наградой республики – Почетной грамотой Верховного Совета БССР.
– Как живет теперь бывший председатель спортивного общества «Локомотив»?
– Жизнь идет своим чередом. На досуге читаю книги, газеты, работаю на даче. У меня четверо взрослых детей и шесть внуков, один из которых, Никита, стал бронзовым призером чемпионата республики по самбо, а младший, Влад, увлекается футболом. И меня это очень радует. Сам я активно участвую в работе белорусской организации «Ветераны физической культуры и спорта», которую возглавляет олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Антонина Кошель. Принимаю участие в соревнованиях, организуемых клубом «Крок» столичного железнодорожного узла.
И, конечно, пристально слежу за нынешними достижениями спортсменов, с интересом читаю многочисленные публикации о спорте в газете «Железнодорожник Белоруссии». Также с чувством удовлетворения отмечаю, что и нынешнее руководство дороги и Дорпрофсожа оказывают немалую поддержку развитию физкультуры и спорта на магистрали.
А в завершение хочу поздравить с юбилеем физкультурно-спортивного движения всех железнодорожников, пожелать здоровья и новых побед.

Беседовал Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика