Закон и порядок
Эффективное взаимодействие
Чуть больше года надзор за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах осуществляет специализированное управление, созданное при Генеральной прокуратуре.
Приоритетными направлениями его деятельности являются профилактика преступности и правонарушений на поднадзорных объектах, защита экономических интересов государства, социальных и иных прав граждан, предупреждение их травматизма и гибели, контроль за исполнением нормативных документов, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации транспорта. Подробнее о результатах работы данного управления нам рассказал его руководитель Анатолий Дудкин.
– Координация усилий представителей прокуратуры и самих транспортных предприятий позволила добиться определенных положительных результатов. В частности, на поднадзорных объектах в 2015 году зарегистрировано 932 правонарушения, что меньше, чем в 2014-м (948). При этом отмечается снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений (со 163 до 155).
В общественных местах совершено 404 преступления. Их незначительный рост допущен в зоне обслуживания отделов внутренних дел на транспорте Барановичского, Брестского, Гродненского, Могилевского и Осиповичского регионов. В поездах зафиксировано 204 преступления, из которых основным видом являются кражи. Также в железнодорожном подвижном составе совершено 17 хулиганств, 6 грабежей, 5 фактов порчи имущества. Выявлено 9 случаев контрабанды и 11 – незаконного оборота наркотических средств.
В ушедшем году отмечен незначительный рост – с 29 до 34 – преступлений, совершенных подростками. Но удалось добиться снижения числа преступлений в состоянии алкогольного опьянения (со 197 до 155). Во многом этому способствовала активизация профилактической деятельности правоохранительных органов на транспорте. В 2015-м к административной ответственности по ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь за распитие алкогольных напитков либо появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах привлечено 20 320 граждан.
– Анатолий Константинович, расскажите, пожалуйста, что делается для стабилизации оперативной обстановки в сфере миграционного законодательства?
– Сотрудниками транспортной милиции ежедневно отрабатываются поезда, следующие через границу нашей страны, а также в приграничную зону. Кроме того, в Национальном аэропорту «Минск», в аэропортах областей работниками отделения досмотра, начальниками линейных пунктов осуществляется паспортный контроль граждан, отправляющихся за пределы Беларуси. За нарушение миграционного законодательства сотрудниками ОВДТ привлечено к административной ответственности 3786 граждан иностранных государств.
Анализ оперативной обстановки на транспортных объектах свидетельствует о том, что реализуемые правоохранительными органами мероприятия, в том числе профилактического характера, позволяют поддерживать стабильное состояние общественного порядка (криминогенной обстановки), а также не допустить чрезвычайных происшествий.
– Одним из важных направлений работы возглавляемого Вами управления является надзор за реализацией директивных требований главы государства. Какова ситуация в данной области? Много ли выявлено нарушений?
– В ходе проверок соблюдения Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» был изучен широкий спектр вопросов. В том числе – сохранности собственности, защиты экономических интересов государства, обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, исполнения законодательства о труде, охраны труда и производственного травматизма, борьбы с пьянством и наркоманией, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На выявленные нарушения руководителям предприятий и организаций вынесено 22 представления и 9 предписаний, официальные предупреждения объявлены
9 работникам транспорта. По результатам рассмотрения актов прокурорского надзора к дисциплинарной ответственности привлечены 76 человек, к административной – 26.
– Сотрудники Вашего управления принимают активное участие в деятельности постоянной комиссии Белорусской железной дороги по предупреждению несчастных случаев с людьми, не связанных с производством.
– И такое взаимодействие хорошо себя зарекомендовало. Хочу подчеркнуть, что каждому подобному факту уделяется пристальное внимание. Анализируется состояние непроизводственного травматизма, выясняются причины и условия, способствующие подобным происшествиям.
За 2015 год число пострадавших на Белорусской магистрали уменьшилось со 175 до 136. Погибли 74 человека (в 2014-м –105), травмы различной степени тяжести получили 36 (54) граждан. По-прежнему одной из основных причин трагедий является нахождение пострадавших в зоне повышенной опасности в состоянии алкогольного опьянения (в 2015-м таких было 67, в 2014-м – 97 человек). Рост числа случаев непроизводственного травматизма отмечен в зоне оперативного обслуживания Могилевской и Оршанской транспортных прокуратур. Сокращение данных фактов зафиксировано в Минском, Барановичском, Брестском, Витебском и Гомельском отделениях Белорусской железной дороги.
В целях снижения уровня непроизводственного травматизма в текущем году продолжается проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов, местной исполнительной власти, предприятий и организаций Белорусской железной дороги по данному вопросу, улучшение их координационной деятельности, исключение фактов проявления формализма при решении задач по предупреждению гибели граждан на объектах магистрали.
Хочу обратить внимание на увеличение количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Рост нарушений в 2015-м допущен в Барановичском и Брестском отделениях. В связи с этим транспортным прокуратурам Брестской области поставлена задача совместно с причастными подразделениями дороги разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта.
К сожалению, в 2015-м не обошлось и без фактов производственного травматизма на предприятиях магистрали. Пострадало 24 работника железной дороги (в 2014-м – 26), в том числе 12 – с тяжелым исходом (в 2014-м – 16). Два человека получили травмы, несовместимые с жизнью,
(в 2014-м – 5). Все это свидетельствует о необходимости усиления профилактической работы в данном направлении.
– В нашей стране создана фундаментальная законодательная база, определяющая систему работы с обращениями граждан и юридических лиц, упрощающая взаимоотношения людей с представителями госорганов. Какие нарушения выявляются работниками прокуратуры в данной области?
– К сожалению, упущения все еще имеют место. В частности, допускаются неполнота проверок доводов заявителей, необоснованное перенаправление обращений в другие ведомства и организации, рассмотрение не по существу поставленных авторами вопросов, нарушение установленных сроков информирования заявителей о принятых решениях по их письменным обращениям, внесенным в книгу замечаний и предложений. Также не в полной мере обеспечено в проверенных организациях исполнение законодательства о порядке осуществления административных процедур. В 2015 году нашим управлением разрешено 118 обращений граждан и юридических лиц, по 17 из которых доводы заявителей признаны обоснованными и прокуратурой приняты меры к восстановлению нарушенных прав.
Подводя итоги 2015 года, хочется отметить, что органами прокуратуры проведена существенная работа по укреплению законности и правопорядка в системе железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта и Минского метрополитена. Предпринятые меры позволили снизить уровень преступности и добиться определенных успехов в обеспечении безопасности граждан. В текущем году деятельность управления также будет сосредоточена на выполнении задач, стоящих перед органами прокуратуры. Продолжена работа по защите экономических интересов государства, прав граждан и трудовых коллективов, обеспечению неукоснительного соблюдения требований действующего законодательства на поднадзорных объектах транспорта.
Инга МИНДАЛЁВА
Всего за 2 часа
Сотрудники Гродненского ОВДТ нашли кошелек, похищенный у женщины в кассовом зале железнодорожного вокзала на станции Гродно.
Как пояснил оперуполномоченный отдела уголовного розыска криминальной милиции Гродненского ОВДТ Мартин Сидорович, женщина забыла кошелек на сиденье в кассовом зале. А когда через несколько минут вернулась, его на месте уже не было. В кошельке находились три банковские карты и один миллион сто тысяч белорусских рублей.
Злоумышленника установили благодаря записям с камер видеонаблюдения. Им оказался 80-летний (ранее не судимый) пенсионер. Он не успел потратить деньги, все похищенное возвращено владелице в полном объеме.
Гродненский ОВДТ обращает внимание граждан на необходимость проявлять заботу о сохранности личного имущества. А также напоминает, что действия лиц, завладевших чужими вещами с корыстной целью, квалифицируются как тайное похищение и подлежат уголовной ответственности.
Елена КРАВЕЦ
Отделались штрафом
В 50 базовых величин обошлась «художественная роспись» на стенах подземного пешеходного тоннеля и здания билетной кассы остановочного пункта Лошица двоим семнадцатилетним минчанам.
Одиннадцатого января в Минский ОВД на транспорте обратился исполняющий обязанности начальника железнодорожной станции Минск-Южный с заявлением о том, что неустановленными лицами нанесены надписи в стиле граффити на остановочном пункте Лошица.
В ходе проведенной проверки сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних Минского ОВД на транспорте были изъяты записи с камер видеонаблюдения (в тоннеле и на посадочной платформе). Их просмотр и помог установить подозреваемых, которые маркерами синего и красного цветов разрисовали железнодорожный объект. В результате проведенных розыскных мероприятий правонарушители были установлены и задержаны. Ими оказались двое учащихся одного из профессионально-технических колледжей.
В отношении несовершеннолетних составлены административные протоколы по статье 10.9 КоАП Республики Беларусь – умышленное уничтожение либо повреждение имущества. За данное правонарушение предусмотрен штраф в размере до 50 базовых величин. Задержанные полностью признали свою вину, раскаялись в содеянном и в полном объеме возместили причиненный материальный ущерб Минскому отделению Белорусской железной дороги. Кстати, юношеская шалость еще дешево обошлась – за те же действия, повлекшие причинение ущерба в значительном размере (свыше 40 базовых величин), по ст. 218 УК Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность в виде ограничения свободы до двух лет.