Октябрь
Чт
03
2024

Лента времени: 21 — 27 февраля

С надеждой на удачу

550 лет назад в Бельгии состоялась первая из известных лотерей.

По мнению историков и лингвистов, это слово произошло от франкского «hlot», что значит «жребий». Потом оно сократилось и превратилось в английское «lot», что значит «доля». Специальные кости для бросания жребия находили еще в древнеассирийских и древнеегипетских захоронениях. В Европе официальная история лотерей началась с розыгрыша, который устроила в бельгийском городе Брюгге вдова художника Яна ван Эйка 24 февраля 1466 года, в 25-ю годовщину смерти мужа. получить денежный приз мог каждый, купивший билет. Сбор был предназначен для городских бедняков. Между 1520-м и 1532 годами король Франции Франциск I разрешил проведение лотерей в нескольких городах с целью получения личных и общественных доходов. Первой известной широкомасштабной, где выигрыш выплачивался деньгами, считается так называемая De Lotto de Firenze, которая проводилась во Флоренции в 1530 году. Успех ее был так велик, что эта практика быстро распространилась на другие города Италии. После объединения Италии первая национальная лотерея была организована в 1863 году, при этом проводились регулярные (раз в неделю) розыгрыши. Практически одновременно с появлением лотерей начались и злоупотребления, а сами розыгрыши нередко были обычным мошенничеством. Но, конечно, в проведении лотерей были и положительные моменты. Доходы от них нередко шли на благо государства. В Великобритании на деньги от устройства лотерей были частично или полностью профинансированы такие проекты, как строительство Британского музея и ремонт мостов.


original«Боль проходит, красота остается»

175 лет назад родился французский живописец и скульптор, один из основателей импрессионизма – Пьер Огюст Ренуар.

С ранних лет мальчик проявлял удивительные способности в живописи. Он зарабатывал деньги для семьи, раскрашивая фарфоровую посуду, а по вечерам посещал художественную школу. В 1862 году Ренуар успешно сдал экзамены и поступил в Школу изящных искусств, где познакомился с Базилем, Клодом Моне, Писсаро. Все они были увлечены импрессионизмом, однако первым успешным художником, заработавшим славу и немалый капитал, создавая картины в этой манере, стал именно Ренуар. В отличие от многих других художников нового течения, центральным жанром в творчестве Ренуара стал портрет. Его работы, не лишенные сентиментальности, пробудили к себе интерес у состоятельных французов.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любители живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Ренуар страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры. Французский художник Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Пьера Огюста в его студии, однажды, не удержавшись, спросил его о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. «Боль проходит, красота остается», – был ему ответ. Ренуар умер в 1919 году от воспаления легких, до последнего дня он продолжал работать в своей студии.


In 1945 the first Volkswagens made in West Germany, at Bonneberg near Kerford, are parked in the factory's courtyard. The Beetle owes its existence to Adolf HITLER's will to equip the IIIrd Reich with a popular car. It became commercialized only in the post-war period and is a symbol of those years. En 1945, les premières Volkswagen fabriquées en Allemagne de l'Ouest, à Bonneberg, près de Kerford sont stationnées dans la cour de l'usine. La Coccinelle doit son existence à la volonté d'Adolf HITLER de doter le IIIe Reich d'une voiture populaire. Elle n'est commercialisée qu'après-guerre et constitue un symbole de ces années-là.

По принципу доступности

80 лет назад в Германии выпущен первый «народный» автомобиль.

Автоконструктор, промышленник Фердинанд Порше, организовав в марте 1931 года конструкторское бюро, занялся разработкой двигателей для автомобилей, самолетов, кораблей. Порше мечтал создать автомобиль, который по цене был бы доступен самым широким слоям населения. Нацисты, пришедшие к власти, сделали заказ, который дал возможность конструктору осуществить свою мечту. 26 февраля 1936 года в немецком Штутгарте вышел первый «народный» автомобиль «Фольксваген». В 1937-м он был запущен в серийное производство. Для массового выпуска решили построить крупнейший в Германии автозавод. Его возведение было начато в 1938-м в Вольфсбурге. В первозданном виде завод просуществовал до 1944 года. Во время войны он был почти полностью разрушен американской авиацией – от производственных помещений мало что осталось. Восстановление предприятия в послевоенные годы взяло на себя английское правительство, передавшее в 1945 году компании «Фольксваген» заказ на производство 20 тыс. автомобилей. Через 27 лет после окончания Второй мировой войны «Фольксваген» стал самым продаваемым автомобилем. Фердинанд Порше, как гордый отец своего изобретения, прошел с автомобилем путь от первых чертежей до мировой популярности. В 1955 году состоялась торжественная церемония по поводу выпуска миллионного «Фольксвагена».


Претворяя планы в жизнь

95 лет назад в Москве был создан Госплан СССР.

Фактически его предтечей является Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). новая структура была призвана разрабатывать единый общегосударственный хозяйственный план, согласовывать производственные программы различных ведомств. С 1925 года Госплан начал формировать годовые планы развития народного хозяйства страны, которые назывались «ежегодные контрольные цифры» – директивы, определяющие ориентиры для всех отраслей экономики. В дальнейшем основной задачей во все периоды существования Госплана было планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки. Под руководством Госплана были успешно реализованы масштабные программы индустриализации СССР, превратившей страну из преимущественно аграрной в индустриальную державу. Например, в ходе первой пятилетки (1928 – 1932) было построено 1,5 тыс. крупных предприятий (в том числе автомобильные заводы в Москве (АЗЛК) и Нижнем Новгороде (ГАЗ), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы). А в годы Великой Отечественной войны на Госплан была возложена задача обеспечения эвакуации и мобилизации промышленных предприятий в тыл, с которой он успешно справился. На протяжении 70 лет своего существования Госплан СССР являлся инициатором и главным движущим рычагом реализации экономической политики государства. Он руководил деятельностью соответствующих научно-исследовательских и других организаций, издавал журнал «Плановое хозяйство». В Беларуси после распада Союза был образован Госэкономплан БССР, на базе которого в 1994 году создано Министерство экономики.


0_a5f5a_1e4eac61_origРазрушая до основания

15 лет назад в Афганистане были уничтожены две колоссальные каменные статуи Будды.

Основатель движения «Талибан» Мулла Мохаммад Омар, став фактически главой страны, издал декрет об уничтожении всех скульптур, так как они нарушают запрет ислама на идолопоклонство. Талибами разрушались ценнейшие памятники истории и культуры. ЮНЕСКО выступило в их защиту с требованием прекратить разрушение культурного наследия. Талибы в ответ выдвинули свои требования – не вмешиваться во внутренние дела страны. По словам Омара, изваяния не являются «нашей верой, а лишь частью истории Афганистана», а следовательно, «мы разбиваем просто камни». Разрушения продолжались. В ход пошли взрывчатка, ракеты, танки. 26 февраля 2001 года в груды камней были превращены две каменные статуи Будды. Одна являлась крупнейшим в мире изваянием Будды высотой 53 метра и была высечена в скале, возраст статуи – около 1,5 тыс. лет. Другая статуя Будды еще старше – ее возраст около 1,8 тыс. лет, высота 38 метров. Оба изваяния были разрушены до основания. После террористического акта 11 сентября в США режим талибов был свергнут в результате военной операции НАТО в Афганистане, а Омар скрылся. Он объявлен в международный розыск как террорист. В мае 2011 года в ряде СМИ появилась информация о том, что Мулла Омар был ликвидирован в Пакистане, но данная информация долго не подтверждалась. Лишь минувшим летом – в июле – впервые его смерть подтвердили сначала источники в афганском руководстве, а затем и сама террористическая группировка «Талибан».


Colt_Army_Mod_1860_USУравнял шансы

180 лет назад Сэмюэл Кольт получил в США первый патент на автоматический револьвер.

До сих пор существуют различные версии о том, кто же на самом деле разработал это оружие. По одной из них, сам Сэмюэл Кольт, будучи юнгой, усмотрел в работе механизма для выбирания якорного каната кабестана принцип действия будущей легенды Дикого Запада. По другой, он банально воспользовался трудами своего подручного Джона Пирсона. И, наконец, есть сведения, что в 1830-х годах схему револьвера предложил англичанин Чарльз Ширк, взяв за основу барабанное ружье Коллера и идеи француза Мариетта. Впрочем, все три версии сходятся в одном: Кольт не был талантливым конструктором, он был скорее удачливым и расчетливым коммерсантом. 25 февраля 1836 года Сэмюэл получает в США первый патент на шестизарядный револьвер 45-го калибра. Через 10 дней открывает собственное производство. Модель сначала называлась «Патерсон» по имени города, где была развернута мануфактура Кольта, но в скором времени получила название «Техас» за свою популярность среди жителей этого штата. В 1842 году предприятие Кольта обанкротилось. Однако война Техаса с Мексикой в 1845 – 1846 годах обеспечила устойчивый сбыт скорострельных револьверов. Вскоре в обиход вошла фраза: «Бог создал людей, а Сэмюэл Кольт уравнял их шансы».

Яндекс.Метрика