С особой энергетикой
Работники Домановского района контактной сети Брестской дистанции электроснабжения выполнили монтаж современных полимерных подвесных изоляторов (вместо фарфоровых) контактного провода на перегоне Ивацевичи – Доманово.
Они обладают наибольшей механической и диэлектрической прочностью, что делает их применение перспективным, особенно при высоких напряжениях. Среди преимуществ полимерных изоляторов – надежность в эксплуатации, стойкость к перенапряжениям, высокая устойчивость к атмосферным загрязнениям, меньший вес в отличие от фарфоровых. Специалисты уверены: с ними контактная сеть будет обеспечивать надежное электроснабжение электроподвижного состава.
– В районе станции Ивацевичи мы пока заменили четыре полимерных изолятора, – рассказывает начальник Домановского района электроснабжения Леонид Коваленко. – Они отличаются по размерам от фарфоровых, поэтому после монтажа специалистам необходимо выполнить настройку подвески по нормативным характеристикам. Нам эта работа знакома до мелочей, ее выполняем уже не первый год.
За последнее время бригадой этого района было смонтировано свыше тысячи изоляторов, которые эффективно используются на магистрали. Особенно показательным для коллектива стал прошлый год – он впервые получил престижную дорожную премию по безопасности движения поездов имени машиниста В. А. Яцкевича.
Большую работу коллектив выполнил по ремонту воздушных линий 0,4 кВ с заменой 11 км на более надежные самонесущие изолированные провода (СИП). В зоне обслуживания Домановского района в настоящее время применяется самое большое количество мерных медных струн контактной подвески (свыше 6000 единиц) – больше, чем в других подразделениях этой дистанции. Многое выполнили специалисты и в плане эстетики: обновили нумерацию опор, покрасили все комплексные трансформаторные подстанции однофазные (КТПО) сигнальных точек, моторные приводы. Также осмотрены на пробой искровые промежутки, которые выполняют функцию защиты. В случае пробоя изолятора они применяются для того, чтобы токи не «ушли» в тяговый рельс.
– Наша основная задача – обеспечить надежное и бесперебойное питание устройств контактной сети и электроснабжения для пропуска подвижного состава по участку Лесная – Доманово, – продолжает Леонид Иванович. – Его особенность в том, что это единственный участок на магистрали, где поезда развивают скорость до 160 км/ч. Здесь проводятся все испытания новых локомотивов, которые приобретает Белорусская железная дорога. По этому участку главного хода Минск – Брест ежедневно проходит большое количество поездов, ответственность для нас серьезная. У меня, как у руководителя, работа устройств на особом контроле. Мои подчиненные в любую минуту готовы выехать для устранения неисправности.
Бригада Домановского района обслуживает 92 км контактной сети главного пути участка Лесная – Ивацевичи, 34 км контактной сети боковых путей, питающие фидерные провода, трехфазную линию ДПР (два провода плюс рельс) нетягового электроснабжения для питания различных потребителей. Сталеалюминиевые провода двух фаз линии подвешены на опорах контактной сети, а в качестве провода третьей фазы используют рельсы.
Специалисты следят, чтобы у потребителей первой категории постоянно было два типа питания – основное и резервное. Это делается на тот случай, если пропадет одно питание по причине урагана, сильного ветра или падения дерева на линию, пережега провода.
– При отказах в системе тягового электроснабжения происходит автоматическое переключение питания линии автоблокировки и ДПР от работающей КТПО, – поясняет Леонид Коваленко. – В таких случаях подключается резервное питание, а у нас есть время, чтобы устранить все неисправности в работе оборудования.
В обязанностях специалистов – контроль за работой более 20 комплексных трансформаторных подстанций (трехфазных) и 60 однофазных, а также около 60 автоблокировочных. На территории размещены пять путепроводов, что тоже доставляет хлопот. К примеру, два из них имеют разрешение по высоте. Это значит, что высота подвески контактного провода над уровнем головки рельса должна быть на перегонах и станциях не ниже 5750 мм, а на переездах – не ниже 6000 мм. В исключительных случаях на существующих линиях применяется специальное разрешение для изменения этого расстояния. Например, оно может быть уменьшено при переменном токе (в связи с выполнением определенных работ) до 5675 мм и на постоянном токе – до 5550 мм и не должно превышать 6800 мм. Все это строго учитывается. Также специалисты отвечают за освещение станций Лесная, Доманово, Ивацевичи и расположенных между ними остановочных пунктов и переездов.
Свою работу коллектив из 18 человек выполняет качественно. И свидетельство тому – помимо присуждения премии имени машиниста В. А. Яцкевича – тот факт, что последние два года он занимает первые места в соревновании среди районов контактной сети. Настоящими профессионалами зарекомендовали себя электромонтеры Николай Петрученя, Владимир Бондарик (награжден знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II степени), Юрий Козырь, электромеханик Александр Павловский, машинист АДМ Василий Завадский, водитель Александр Гегеня. Да и самому Леониду Коваленко опыта не занимать. В Домановском районе он трудится уже 33 года, последние два возглавляет коллектив. За отличную работу награжден Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь и знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункі».
Юрий ФЕДОРЕНКО