Январь
Ср
22
2025

«Церніца»: исцеление творчеством

26 апреля исполняется 30 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда же, в 1986-м, стартовала международная социально-творческая программа «Чернобыльский шлях – дорога жизни по родной земле».

церница-3В числе первых откликнулся на призыв и проехал с концертами по чернобыльским районам тогда еще совсем молодой ансамбль белорусской песни, а ныне заслуженный коллектив Республики Беларусь «Цернiца» Культурно-спортивного центра Минского отделения.

В течение 15 лет разным составом он колесил по городам и весям, пострадавшим от аварии. С 2001-го артисты бывали в отдельных районах, но уже не в рамках «Чернобыльского шляха». В нынешнем году «Цернiца» возобновила свое участие в проекте. Об этом наш разговор с одним из ее бессменных руководителей
Иосифом Нестеровичем.
– Иосиф Александрович, вы начали участвовать в программе «Чернобыльского шляха» одними из первых. Почему?
– Все очень просто. Коллектив к тому времени набирал популярность, в нем было много молодежи – тогда комсомольцев. Когда появилась идея программы, отдел культуры ВЛКСМ(б) предложил принять в ней участие. Мы согласились. Хотелось поддержать людей, оказавшихся в такой непростой ситуации, поднять их дух.
«Чернобыльский шлях» был не только важной социальной программой, но и серьезной проверкой на прочность для самого коллектива. Конец лета – осень 1986-го стали знаковым периодом для становления ансамбля. Кто-то из участников отсеялся, поскольку был постоянно занят, кто-то не выдержал напряжения. Мы нарабатывали программу прямо там, на «Шляхе». Потому что лучше, чем зрители, никто не подскажет, что нужно делать на сцене. Тогда мы объехали все районы Гомельской и Могилевской областей. Больше всего, конечно, Могилевской, где людей выселяли мгновенно. Потом переключились на Брестчину. Колесили по пять-шесть дней. Объедем все районы, вернемся передохнуть – и вновь в дорогу. Из-за постоянных поездок артистам даже некогда было сделать так называемую книжку чернобыльца. Когда собрались подать заявление, это удостоверение уже перестали выдавать.
– Не страшно было находиться в зараженной зоне?
– Мы ничего не знали – чего нам пугаться было? (смеется). Никто не знал, как это будет сказываться: радиацию не видишь, не слышишь и не чувствуешь. Ощущали только, когда выступали очень близко к Чернобылю (было и такое) – в 11 км от станции в свинцовых палатках работали. Радиация на связки действовала: попоем полчаса… и голос пропадает.
– А когда информации стало больше, какое настроение было у людей?
– Просто продолжали ездить. Очень спокойно относились: надо – значит надо. Когда были в тех деревнях, в которые переселяли из зоны отчуждения, встречали уже знакомых зрителей. Некоторые плакали: «Дома каждый комочек земли своими руками перебрал, все родное было. А тут… Хорошо, места много, но все начинать сначала! И сады садить, и землю обрабатывать». Тяжело было, и мы старались поддержать, как могли. Сколько раз бывало: когда узнавали, что мы недалеко выступаем, собирались полные клубы из соседних деревень. Просили «Цернiцу» послушать!» И потом два-три часа пели, танцевали вместе с нами. Мы не могли отказать, сами понимаете. Всех видели, знали, не раз там бывали.
церница-2– Насколько мне известно, «Цернiца» никогда не исполняет чужие песни. С каким репертуаром вы впервые участвовали в «Чернобыльском шляхе»?
– С блоком народных песен. Честно говоря, точный список навскидку не вспомню – много лет прошло. Мы поем и лирические, и танцевальные. Всегда делаем программу с лучшими балетмейстерами, очень выкладываемся сами. Зрители это видят. К примеру, всем нравилась полесская «Ой, гыля, гыля». Старались выбрать самый лучший материал, потом что-то меняли, добавляли авторское. Программа «живая», она изменяется в зависимости от реакции зрителей. Попробовали песню, нравится – оставляем, не понравилась – ищем другую. Что-то сами придумывали, что-то у других «подсматривали».
Никогда не забуду, как во время программы в 1996-м мы попали на выступление одного ансамбля. Никогда такого не видел: бабушки пели вместе уже 70 лет! Всем далеко за восемьдесят, некоторым – около девяноста. Мы с восторгом наблюдали и слушали это многоголосье.
– Есть ли постоянные знакомые в городах, в которые вы приезжаете не в первый раз?
– Конечно. Жаль, что многих уже нет в живых… Был дед Юрка в Ушаках (Чериковский район Могилевской области). Один из старейших жителей этой деревни. Их там было двое таких, которые не захотели переезжать. Потом дед Юрка остался один. Мы у него бывали, расспрашивали, как дела. Привозили хлеб, колбасу и что-то еще по мелочи. Там растут два огромнейших клена, он всегда заготавливал кленовый сок и любил им угощать гостей.
– 9 мая «Цернiце» исполнится 32 года. Что в работе ансамбля изменилось за это время?
– Сложно сравнивать, ведь это уже пятый состав. Я как раз недавно говорил, что очень хотелось бы собрать первый коллектив, чтобы нынешние участники послушали и посмотрели. Первая «Цернiца» – это, можно сказать, фанатики из народа. Они обладали огромным запасом песен, сами приносили тексты. Теперешний состав – тоже настоящие профессионалы. Но отбор стал гораздо жестче. После семи-восьми лет в коллективе вырабатывается «фирменное» отношение к сцене, к песням, танцам и вообще чему угодно. Наша молодежь очень талантливая!
– Какие города вы навестили в нынешнем году в рамках чернобыльской программы?
– Уже побывали более чем в десяти… Жили в Славгороде – хорошее место, приятное. Затем были Костюковичи, потом Сураж, Климовичи и Шумячи (Россия). Затем – в Краснопольском районе и Черикове, откуда вернулись в Минск. Выступали в Гродненской области. Залы полные! Ради этого всегда стоит ехать: люди наши выступления воспринимают на ура. А ведь последний раз мы там были в 1989 году. Следующий выезд – в Марьиногорский аграрно-технологический колледж. Мы там не раз были вместе с Игорем Лученком. Это его малая родина. На прошлой неделе побывали также на Брянщине (поселок Красная Гора), Черниговщине (город Корюковка), Гомельщине (Буда-Кошелево, Добруш, Чечерск и Корма). Очень рад, что в нынешнем году вновь приняли участие в этой международной программе. Молодежь поездила по городам и весям, увидела, как люди живут, как воспринимают народные песни. Это, безусловно, нужное и важное дело.

Беседовала Анна ЛИСИЦА

Яндекс.Метрика