Экспортный акцент
В нынешнем году исполняется 90 лет с момента открытия линии Орша – Лепель. Вместе с ней начал действовать ряд станций, среди которых и Чашники Минского отделения.
Расположена станция в двух километрах от одноименного города. Первое упоминание о Чашниках относится к 1504 году. Они входили в перечень крупнейших поселений Полоцкого воеводства Великого княжества Литовского и принадлежали князьям Лукомским, а с конца XVI века – Кишкам, Сапегам, Потоцким, Володковичам. В 1567 году по приказу царя Ивана IV здесь был построен деревянный замок, сожженный во время Северной войны. В XVIII веке Чашники – центр Полоцкого воеводства. Тогда же там возникли мастерские по постройке торговых судов-стругов и пристань.
– Исследователи-краеведы предлагают несколько версий происхождения этого названия, – рассказывает коренной житель Чашников и начальник одноименной станции Леонид Голубицкий. – Первая – город находился в чашеобразной низине. Вторая связана с развитием здесь в давние времена гончарного дела – изготовлением посуды, в том числе чашек, мисок, кувшинов. Третья – это было поселение чашников – придворных в хозяйстве князей и царей в XIII – XVII веках. Они прислуживали монархам на праздничных обедах, ведали пчеловодством и медоварением.
Сегодня в Чашниках проживает около 9 тыс. человек, действует пять промышленных предприятий. Некоторые из них взаимодействуют с железнодорожниками. Это УП «Чашникский завод пищевых продуктов», ориентированный на экспорт. Это предприятие, а также бумажная фабрика «Красная Звезда» увеличили объемы выгрузки мазута. Работают станционники и с ОАО «Бешенковичский агросервис», ОАО «Чашникский агросервис», увеличившим в последнее время выгрузку доломитовой муки. Взаимодействуют железнодорожники и с частными предприятиями. К примеру, керамзит ЧТПУП «Термоуют» идет в Архангельск.
– Львиная доля всей грузовой работы станции лежит на ГЛХУ «Бешенковичский лесхоз», на который приходится 95% всей погрузки, – отмечает Леонид Голубицкий. – Сейчас он увеличил отправку лесоматериалов, в том числе на экспорт (в Литву и Польшу). В целом же за три месяца этого года погружено 197 вагонов (9042 тонны), что составило 165% к аналогичному периоду прошлого.
Работу станции обеспечивает десять человек. Все они в основном местные жители, не один год отдавшие транспорту. Около 20 лет здесь трудятся билетный кассир Вера Крупина, коммерческий агент Людмила Костянко, дежурный по станции Наталья Дятел. Недавно коллектив пополнился молодым специалистом Ильей Мамиковым. За плечами уроженца Чашников – магистратура БелГУТа. Сын учителей, он пошел по стопам дедушки и бабушки и стал дежурным по станции и товарным кассиром. Они работали на станции Чашники и привили внуку особое отношение к стальной магистрали.
Сам Леонид Голубицкий тоже родом из Чашников. Что называется, где родился – там и пригодился. Только прежде окончил отраслевой колледж в Орше. Успел поработать на станции Минск-Южный. На станции Чашники Леонид Иванович с 1987 года. До того как в 2012-м возглавил коллектив, четверть века был дежурным по станции, которая для него стала по-настоящему родной. За это время, по словам руководителя, многое изменилось. В конце 1990-х ручная централизация стрелок и сигналов была заменена на электрическую, построили здание поста ЭЦ. Позже преобразилось и здание вокзала, а два года назад обновлено верхнее строение главных станционных путей, которые уложены на железобетонное основание. Несколько лет назад здесь организован центр транспортного обслуживания станций Чашники и Бурбин.
Ольга НИКОЛАЕВА