Декабрь
Вт
03
2024

Яркие краски «Театральной весны»

Фестиваль искусства «Театральная весна», который прошел на сцене Культурно-спортивного центра Брестского отделения, порадовал зрителей новыми постановками и великолепной игрой актеров.

Он объединил коллективы любительского художественного творчества организаций Белорусской магистрали, имеющих звание «народный», и стал одним из знаковых мероприятий, приуроченных к Году культуры.

Сцена из спектакля "Победа продолжается!"

Сцена из спектакля «Победа продолжается!»

Творческий форум, безусловно, удался – спектакли проходили с аншлагом. В течение двух дней зрители смогли увидеть пять различных по жанрам и тематике постановок, которые представили театральные коллективы Минского, Брестского, Гомельского и Витебского отделений. Для некоторых актеров выход на фестивальную сцену стал дебютом в их творческой карьере, поэтому они испытывали особое волнение перед началом спектакля. Однако в процессе выступления им удалось погрузить зрителя в необыкновенную театральную атмосферу. В целом, постановки получились интересными и живыми. Впрочем, обо всем по порядку.
Начался фестиваль с литературно-музыкальной композиции «Победа продолжается!», подготовленной режиссером народного театра Брестского Дома культуры железнодорожников Владимиром Сусько. Она была представлена вне конкурса и рассказывала о героях Великой Отечественной войны, которые мужественно сражались на фронте и приближали 9 Мая 1945-го. Семь актеров (из них две женщины) через время донесли боль
войны. Тематику этой композиции отлично передали песни Владимира Высоцкого военного цикла – «Братские могилы», «Он не вернулся из боя»…
Коллектив Витебского КСЦ показал театральную постановку «Милый человек» по пьесе Кондрата Крапивы. Режиссеру Владиславу Мацкевичу и актерам удалось объемно показать, как эгоистичная и беспринципная личность может в корыстных интересах воспользоваться излишней доверчивостью окружающих. Действие происходит в сентябре 1941 года в тыловом городе Н., куда (дабы избежать мобилизации) эвакуируется товарищ Демьян Демьянович Жлукта-Чарский со своей женой Клавдией Петровной. Он представляется всем очень важным и значимым человеком из Москвы, входит в доверие к людям, используя различные способы. Этот «милейший человек» проникает в управленческую структуру и разворачивает коррупционную деятельность. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Пьеса заканчивается арестом главного героя. Публика встретила финал постановки бурными аплодисментами.
31А вот режиссер народного театра Оршанского ДКЖ Дмитрий Летюк поставил спектакль-притчу «Отель» – по мотивам произведений французского писателя и драматурга Эрика Эммануэля Шмитта.
– Мне хотелось затронуть вечные темы – любви, жизни и смерти, судьбы, – рассказывает Дмитрий Васильевич. – Я стремился показать, насколько каждый человек ценит самое дорогое, что у него есть – собственную жизнь. Ведь она дается лишь раз, и принимать ее надо такой, какая она есть. Спектакль получился не фантасмагоричным, хотя действие происходит в загадочном месте – отеле. Премьера с успехом состоялась месяц назад в Международный день театра в Лиозно на фестивале «На мяжы з думкай аб тэатры». Поэтому мы с большим удовольствием представили его и перед железнодорожной аудиторией.

Артисты народного театра Брестского ДКЖ

Артисты народного театра Брестского ДКЖ

Ведущие роли в этой притче исполняют Кирилл Колосовский (Жюльен Порталь) – для которого она стала дебютом, и Анастасия Колотова (Лора). Также в постановке задействованы Любовь Садоха, Юлия Плеханова, Денис Маньковский, Елена Науменко, Николай Невар. В жизни это люди разных профессий, но их объединяет общее увлечение – театр. И все они находят время и желание репетировать после рабочей смены.
На протяжении часа актеры удерживают внимание зрителей, позволяют им окунуться в атмосферу загадочного отеля. Жюльен Порталь каким-то образом оказывается в нем, а ведь направлялся вовсе не сюда, а навстречу смерти, стремясь избавиться от бессмысленности собственной жизни. Здесь он встречает милую Мари и у него происходит переоценка ценностей. Таким образом, судьба героя будет зависеть только от его самого…
Народный театр Брестского ДКЖ под руководством режиссера Владимира Сусько кроме литературно-музыкальной композиции «Победа продолжается!» вынес на суд зрителей лирическую комедию в двух действиях «Гарольд и Мод» (по пьесе американского драматурга и сценариста Колина Хиггинса). Она повествует о случайной встрече главного героя, молодого человека Гарольда Чэйзина, страдающего от одиночества, с 80-летней дамой Мод, которая безумно увлечена жизнью. Она сумела раскрасить будни Гарольда яркими эмоциями, помогла вновь обрести смысл существования. Их ждут необычные приключения, которые в итоге приводят к тому, что молодой человек влюбляется в Мод, несмотря на большую разницу в возрасте. По замыслу режиссера, доброта, любовь и красота изменяют мир главного героя.

Сцена из спектакля "Милый человек"

Сцена из спектакля «Милый человек»

Режиссер народного театра-студии «Классик» Валерий Иванов (Гомельский КСК) прибегнул к одному из сложнейших видов театрального искусства –
моноспектаклю. Он удивил драматической постановкой «Материнское поле» по мотивам одноименной повести писателя Чингиза Айтматова.
С образом матери блестяще справилась приемосдатчик груза и багажа станции Новобелицкая Елена Шпаленкова. Героиня вспоминает свою трагическую судьбу – с войны не вернулись ее сыновья и супруг, на которых женщина получила похоронки. Об этом она рассказывает полю. Горящие свечи, минимум декораций… И только слышен закадровый голос. Режиссер отлично передал стойкость и силу духа героини, ставшей символом всех советских матерей.
Привлекла внимание и творческая работа режиссера народного экспериментального театра Брестского ДКЖ Олега Киргинцева – постановка «Медведь» по пьесе Антона Чехова.

По итогам фестиваля в номинациях «Лучшая мужская роль» отмечен Виталий Мазур (Брест), «Лучшая мужская роль второго плана» – Александр Семенов (Брест), «Лучшая женская роль» – Елена Шпаленкова (Гомель), «Лучшая женская роль второго плана» – Любовь Садоха (Орша). Призы в различных номинациях получили и режиссеры – «За неповторимость, фантазию, оригинальность режиссуры» – Владимир Сусько (Брест), «За лучшее сценическое решение произведений национальной драматургии» – Владислав Мацкевич (Витебск), «За актуальность драматургии, интерес к проблемам внутреннего мира человека и окружающего мира, активную жизненную позицию» – Дмитрий Летюк (Орша) и «За лучшее взаимопонимание и взаимодействие в актерском коллективе» – Олег Киргинцев (Брест).

– Я немного осовременил известное произведение XIX века, расставил акценты под наше время, – отметил Олег Александрович. – К примеру, отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов в моем спектакле становится бизнесменом (кстати, эту роль, а также роль слуги Луки исполняю сам), а помещица Елена Попова – фотомодель (актриса Олеся Власова), которая вышла замуж по расчету за богатого человека. Вдруг он умирает и супруга становится наследницей всего имущества. Пока вдова скорбит по мужу, к ней приезжает Смирнов, который требует вернуть долг покойного. Происходит череда событий, вплоть до дуэли между главными героями, а в итоге они влюбляются друг в друга.
Как отметил Олег Киргинцев, он впервые поставил спектакль по Чехову. Работать было интересно и сложно, а в будущем он собирается показать спектакль «Арт» французского драматурга и актрисы театра и кино Ясмины Реза.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика