Чистая работа
Прачечная локомотивного депо Калинковичи обслуживает все предприятия железнодорожного узла. А потому работы у ее сотрудниц – Анны Ясковец, Елены Бондаренко и Татьяны Шило — хоть отбавляй. Но женщины не жалуются. Говорят, что до появления здесь современного оборудования было гораздо сложнее.
– Сейчас в прачечной установлена мощная вентиляционная система, благодаря которой мы трудимся при комфортной температуре. Да и стиральным и сушильным машинам 90-х далеко до современных. Старые агрегаты имели меньшую загрузку, потому эксплуатировать их приходилось чаще. Кроме того, техника работала на пару, что влекло лишний расход топливно-энергетических ресурсов, – рассказывает опытный оператор прачечного оборудования Елена Бондаренко.
Ее стаж в локомотивном депо – уже более 25 лет. На предприятие женщина пришла вслед за бабушкой Марией Сосуновой и мамой Раисой Кецко: одна работала кладовщиком на складе топлива, вторая – бухгалтером. Сегодня же на железной дороге трудятся муж Павел (монтер пути) и два ее брата: Александр – составитель поездов на станции Калинковичи и Андрей – помощник машиниста в локомотивном депо.
– То ли еще будет. Мы с супругом воспитываем троих детей и надеемся, что кто-то из них обязательно свяжет свою судьбу с железной дорогой, – с улыбкой говорит Елена Александровна.
А вот сын ее коллеги – оператора прачечного оборудования Анны Ясковец – уже десять лет работает в локомотивном депо: Олег – машинист. Анна Степановна вспоминает: когда пришла в прачечную, думала, что долго здесь не задержится.
– Это только со стороны наш труд кажется легким, – говорит она. – Но попробуйте весь день простоять на ногах, побегать от одной машины к другой, перед стиркой рассортировать по цветности, а после глажки сложить ровными стопочками килограммов этак 100 постельных и кухонных принадлежностей, спецодежды. Назавтра – с непривычки – ни спину не разогнуть, ни рук не поднять.
Удержал женщину коллектив – небольшой, но дружный и сплоченный, где принято поддерживать друг друга. А в 2008 году в прачечной сделали капитальный ремонт. Тогда же приобрели две электрические стиральные машины, новый утюг и машину химической чистки. Все – итальянского производства. Спустя пару лет заменили устаревшие сушильные машины. В планах – ремонт швейной мастерской.
– Барабаны стиральных и сушильных машин в среднем за смену загружаются 8-10 раз. После выходных и праздников, когда из дома отдыха локомотивных бригад и столовой поступает особенно много белья, нашим «помощницам» приходится трудиться практически на износ. Но они у нас стойкие, нагрузку выдерживают. Как будто чувствуют, что замены им нет, ведь наша прачечная – единственная более чем на десять железнодорожных предприятий, – говорит еще один оператор прачечного оборудования Татьяна Шило. Она, к слову, по совместительству еще и швея: ремонтирует спецодежду и постельные комплекты, шьет чехлы на сиденья тепловозов.
В прачечной чисто и светло. Вокруг – много цветов, которые придают рабочему помещению атмосферу домашнего уюта.
– Клиенты к нам заглядывают часто, и не только те, кого обслуживаем постоянно, но и со стороны: прачечная оказывает платные услуги и сторонним организациям, и населению, – улыбаясь, рассказывает Анна Ясковец. – И все удивляются нашей чистоте и уюту. Но разве у фей чистоты (так мы сами себя называем) может быть по-другому?
Татьяна ЗУБЕЦ