Вы все достойны восхищения!
На Белорусской магистрали много лет действует программа «Забота», которая предусматривает поддержку находящихся на заслуженном отдыхе железнодорожников. А накануне 9 мая по уже давно сложившейся традиции ветеранов войны навещают работающие труженики магистрали.
Не остались без внимания и ветераны Великой Отечественной, которые трудились в Управлении Белорусской железной дороги.
С наступающим Днем Победы на этой неделе их поздравили ведущий специалист отдела идеологии и социально-культурной работы Сергей Курганов, председатель профсоюзной организации Управления Ирина Назарова, представители совета ветеранов Александра Молчан и Геннадий Похилько, главный специалист дорожной организации Красного Креста Марина Хачиева. Конечно же, пришли с подарками – букетом роз, продуктовым набором от Красного Креста, денежной помощью от Белорусской железной дороги и профсоюзов. Гости интересовались самочувствием, санитарно-бытовыми условиями проживания ветеранов. В адрес убеленных сединой людей, надевших по случаю предстоящего праздника боевые и трудовые награды, звучало много теплых слов благодарности за мирную жизнь, за день Победы.
Было видно, что ветераны рады обычному вниманию и признательны за то, что их не забывают. Одни из них – одиноки, другие – живут вдали от родственников. Но, несмотря на почтенный возраст и неидеальное здоровье, на самочувствие жалуются редко, живо интересуются деятельностью магистрали, стараются, по возможности, поддерживать активный образ жизни, участвовать в воспитании внуков и правнуков, любят читать. У многих дома – большие библиотеки. Как, к примеру, у Александра Ярмусика, Марии Подольской, Федора Мишко. Таисия Положенцева много вяжет, Андрею Сотникову с детства помогали справиться с плохим настроением и невзгодами частушки под гармошку и балалайку. Семен Береснев и Галина Тальвинская до сих пор ездят на дачу, а Галина Морева для поддержания здоровья даже занималась фитболом.
Все эти люди принадлежат к военному поколению, на долю которого выпало немало испытаний. Одни приближали Победу с оружием в руках на фронтах или в партизанских отрядах, другие ее ковали в тылу или на прифронтовых участках. Многие были на волоске от смерти и даже смотрели ей в лицо, другие видели, как умирают их близкие и друзья. Поэтому хорошо знают цену человеческой жизни.
«Только был бы мир. Берегите его. Война – это самое страшное», – главное пожелание Галины Тальвинской, в прошлом – старшего инженера службы вагонного хозяйства. Галина Николаевна – узница концентрационного лагеря Дахау. Когда началась война, ей было 9 лет. «Не дай Бог увидеть то, что пережила я», – рассказывает женщина, познавшая ужас войны ребенком. Как известно, в Дахау над заключенными проводились медицинские эксперименты. Досталось и ей. Но по воле судьбы Галине Тальвинской удалось выжить. После войны окончила школу, отраслевой техникум и транспортный вуз. Вагонному хозяйству отдала 38 лет.
«Любите и сохраняйте мир», – вторит ей отметивший в этом году 96-летие Семен Береснев, воевавший на Северокавказском фронте.
Семен Евдокимович участвовал в боях за Черноморское побережье Кавказа, освобождал Новороссийск. Дважды был ранен, потерял два пальца, до сих пор носит попавший в сухожилие руки осколок снаряда, который хирурги не смогли извлечь. Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденами Отечественной войны I и II степени. За его плечами в мирное время – оршанский отраслевой техникум, ЛИИЖТ, аспирантура БГУ, 48 лет труда на благо Белорусской магистрали. Его вклад в развитие дороги был отмечен отраслевыми и государственными наградами.
На волоске от смерти был и Александр Ярмусик. В первые месяцы войны студент инженерно-геологического факультета Московского института инженеров транспорта (МИИТа) строил оборонительные сооружения в Смоленской области, потом дежурил на крышах московских домов, с которых сбрасывал немецкие зажигательные бомбы. В районе Волоколамска участвовал в обороне столицы, в одном из боев получил серьезное ранение в грудь и ногу. Военные раны до сих пор дают о себе знать. Александр Георгиевич награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденом Отечественной войны І степени. После войны окончил МИИТ, 39 лет отдал железнодорожному транспорту.
Старшим авиационным механиком прошел Великую Отечественную Федор Мишко, которому в марте исполнилось 95 лет. Участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Краснодара, Тамани, Крыма, Николаева, Одессы. Отмечен медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Сталинграда», орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени. После войны вернулся на железную дорогу, окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Более 40 лет посвятил хозяйству пути, в том числе 25 – в должности заместителя начальника службы.
34 года работал на магистрали и почетный железнодорожник Антон Хильчук. В начале войны восемнадцатилетний юноша вместе с друзьями организовал подпольную группу, гитлеровцы расстреляли его семью. С 1942 года уже в составе партизанского отряда участвовал в рейдах и засадах, «рельсовой войне», а после освобождения Беларуси – воевал в составе 2-го Белорусского фронта. Под Кенигсбергом был тяжело ранен. За проявленную храбрость и мужество Антон Иванович отмечен медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» I степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Свою значимую лепту в приближение Победы внесли и представительницы слабой половины, на плечи которых легли совсем не женские заботы.
Анна Рыбакова в самом начале войны записалась на курсы пулеметчиков и добровольцем ушла на фронт. Была связистом, затем служила в зенитно-артиллерийской батарее, ее фронтовая путь-дорога протянулась от Энгельса Саратовской области до Вильнюса. Там и встретила Победу. В свои 92 года Анна Демьяновна бодра духом, полна оптимизма и чувства юмора.
В июле 1941 года ушла добровольцем на фронт и третьекурсница педагогического училища Мария Подольская. Пройдя краткое обучение, была отправлена в тыл врага.
– Вместе с напарницей собирала разведданные в полосе Калининского фронта, налаживала связь с коммунистами и комсомольцами, оставшимися на захваченной территории. В Велиже вышли на связь с местными патриотами, – рассказывает железнодорожница.
Попав под подозрение фашистов, девушка оставила город, долгое время добиралась до своих. С 1942-го из разведки ее перевели на штабную работу в полк связи. Во время боев под Ржевом принимала и обрабатывала оперативные донесения с фронта. Затем было освобождение Смоленска, Полоцка, Прибалтики. В 1945-м ее часть перебросили под Одессу для борьбы с бандитизмом.
Война прервала учебу в Омском электромеханическом техникуме Маисы Гаевской. Вместо этого было Ярославское интендантское училище, где получила звание лейтенанта. Распределение получила в Москву в штаб командующего артиллерией Вооруженных сил СССР. Четырежды Маиса Матвеевна писала рапорты, чтобы попасть на фронт…
На складе топлива станции Смоленск во время войны трудилась Мария Худолеева, в прифронтовой зоне после освобождения Беларуси в 1944-м работала и Таисия Положенцева, 24 года возглавлявшая совет ветеранов Управления дороги.
…У каждого из этих людей своя судьба, разрушительной силой через которую прошла война. Им пришлось видеть жестокость, перенести лишения, потери близких. Но это лишь делало их сильнее. В свои 90 с лишним они не стареют душой: жизнелюбивы и оптимистичны, что, безусловно, достойно восхищения и служит примером. А еще они полны желания участвовать в жизни магистрали.
– Приятно, что есть возможность общаться с молодежью магистрали, участвовать во всевозможных акциях, экскурсиях, проектах. О войне и трудовых буднях дороги она должна узнавать из первоисточников. А их, к сожалению, становится с каждым годом все меньше, – отмечает Семен Евдокимович Береснев, словно говоря в унисон с поэтом-блокадником Юрием Вороновым:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Ольга ОРЛОВА