Солидный стаж семьи Салаш
Общий трудовой стаж железнодорожной династии Салаш – более столетия. Ее начало положено еще в XIX веке, а сегодня семейные традиции продолжают Светлана и Сергей Салаши, которые трудятся на станции Беняконе Барановичского отделения.
– Мой прадедушка Яков Людвигович Микуть родился в деревне Ваверка Лидского района, – рассказывает Сергей Салаш, начальник станции Беняконе. – В его семье было много детей. Мой прадед ушел из дома в деревню Мыто, чтобы учиться в церковно-приходской школе, которую окончил с отличием.
Спустя несколько лет Яков Микуть поступил в школу механиков в Вильно. Там он получил навыки вождения паровозов и оказался в Петербурге. Устроился машинистом, водил курьерские поезда на Николаевской железной дороге. есть документальное свидетельство того, что ему довелось возить даже последнего российского императора Николая ІІ.
В семье рассказывают, что Яков Людвигович пострадал в железнодорожной аварии и не смог продолжать работу на магистрали. Ему пришлось устроиться на оружейный завод в Петербурге. Проработав там некоторое время и скопив небольшую сумму денег, вернулся с семьей на родину, в Лидский район.
У истоков династии
Яков Микуть воспитал двух дочерей.
– Старшей он в Лиде построил дом и выдал замуж, – продолжает Сергей Салаш. – Младшей, а это моя бабушка Юлия, досталась земля в деревне Ваверка. Она вышла замуж, воспитала пятеро детей.
Младшей в ее семье была мать Сергея Леонидовича – Элеонора Ромуальдовна. Сразу после окончания школы она устроилась на станцию Лида. Там трудились ее двоюродная сестра Александра Смолик с мужем Станиславом, которые и помогли девушке освоиться в профессии. К слову, теперь на магистрали, в Лидской дистанции сигнализации и связи, работают уже их сыновья. Чеслав Станиславович – старший электромеханик, а Эдуард Станиславович – заместитель начальника дистанции.
В 19 лет у Элеоноры Ромуальдовны появилась первая запись в трудовой книжке «рабочая связи 1-го разряда». Затем была списчиком вагонов, приемосдатчиком груза и багажа, билетным кассиром. Без малого сорок лет на разных должностях работала она на железной дороге. имеет звание «Ветеран труда», награждена медалью «За трудовую доблесть». Сейчас женщина на заслуженном отдыхе.
– Элеонора Ромуальдовна успевала не только отлично справляться со своими обязанностями на работе, но и была настоящей хранительницей семейного очага, – рассказывает ее невестка, Светлана Салаш. – У родителей мужа всегда было большое хозяйство, приусадебный участок. Мы часто им помогали. Свекровь научила меня многим вещам по хозяйству, за что я ей бесконечно благодарна.
Отец Сергея Салаша – Леонид Кондратьевич – в своей семье стал первым железнодорожником. Начинал работать на станции Лида стрелочником. Здесь же познакомился с будущей женой Элеонорой, стоя однажды в очереди за зарплатой. Затем Леонид Салаш окончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта и по распределению был направлен на станцию Бастуны на должность начальника. Молодой семье дали служебное жилье, здесь же прошло детство их сына Сергея.
Из авиации – на магистраль
– Железная дорога в моих воспоминаниях – с самого детства, – говорит Сергей Салаш. – Еще ребенком я видел семафоры, паровозы, которые сейчас сохранились только в музеях. Помню волнительный и непростой для отца и всего коллектива период реконструкции и ввода в эксплуатацию электрической централизации на станции в 70-х.
После окончания школы Сергей Салаш решил связать свою жизнь с авиацией. В 1988 году поступил в Выборгское авиационно-техническое училище. После его окончания трудился авиационным техником в Азербайджане, в аэропорту Баку. В непростые 90-е пришлось вернуться на родину. Стоит ли говорить, что в знакомую с детства сферу он возвратился без раздумий?!
– Была вакансия дежурного на станции Беняконе, – говорит Сергей Салаш. – По совету отца я окончил Барановичскую дортехшколу, и уже на практике начал осваивать специфику работы железнодорожного транспорта.
Большая семья продолжает традиции
Затем Сергей Леонидович поступил на заочное отделение оршанского отраслевого техникума, который окончил с отличием. С 2008 года возглавляет коллектив станции Беняконе. Мой собеседник, который на днях отметил 45-летний юбилей, признается, что железная дорога у него в крови. Увлечь этой профессией удалось и супругу Светлану. Вслед за мужем она окончила Оршанский техникум железнодорожного транспорта и уже 15 лет трудится дежурным по станции.
– В семье у Сергея все железнодорожники, – говорит Светлана. – Я восхищаюсь его родителями. Леонид Кондратьевич все время проводил на работе и ответственно относился к своим обязанностям. очень любил свою внучку, нашу старшую дочь Екатерину, и нередко брал ее с собой на станцию. А Элеонора Ромуальдовна успевала и дома, и на работе. Возможно, где-то и под их влиянием я также решила освоить эту профессию. Вместе с двоюродным братом мужа в 1998 году поступила в оршанский техникум. С детьми помогала Элеонора Ромуальдовна. На нее и сейчас можно всегда рассчитывать. Она с удовольствием возится с внуками и никогда не отказывает в помощи.
Сергей и Татьяна воспитывают четверых детей. Старшая дочь Екатерина уже взрослая. Она студентка 4-го курса Витебской академии ветеринарной медицины. Ее сестра Ксения учится в 9-м классе, брат Алексей – в 4-м. Самая младшая – Алина – еще ходит в детский сад. У каждого – свои увлечения. Алексей, к примеру, всерьез занимается игрой на кларнете. На районных музыкальных конкурсах он всегда – один из лучших.
Наверняка, кто-то из детей и станет продолжателем семейной железнодорожной династии Салаш.
Елена КРАВЕЦ